Темы: Йосеф, Рамбан, Комментарии, Рав Арье Гальчук
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! В главе Ваешев сказано, что Йосефа из ямы достали мидьянитяне и продали ишмаэльтянам за 20 серебряников. В 37/36 написано, что мидьянитяне продали Йосефа Потифару, а в 37/1 — что Потифар купил Йосефа из рук ишмаэльтян. Помогите, пожалуйста, разобраться, как Йосеф попал в Египет. Заранее благодарен.
Шалом!
Спасибо за замечательный вопрос, им уже задавались известные комментаторы.
Для начала приведу Вам несколько пасуков (стихов) из книги Берешит:
1. «И сели они есть хлеб, и подняли глаза, и увидели: и вот караван ИШМАЭЛИМ идет из Гилада, и верблюды их несут пряности и бальзам, и ладан — идут чтобы свести в Египет. И сказал Йеуда братьям своим: “Что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем кровь его? Пойдем, продадим его ИШМАЭЛИМ, а руки нашей не будет на нем, ведь брат наш, плоть наша он!” И послушались его братья» (Берешит 37:25-27).
2. «И проходили люди МИДЬЯНИМ, торговцы, и вытащили, и подняли Йосефа из ямы, и продали Йосефа ИШМАЭЛИМ за двадцать серебряных монет, и привели Йосефа в Египет» (там же, 37:28).
3. «А МЕДАНИМ же продали его в Египет Потифару, царедворцу Фараона, начальнику палачей» (там же, 37:36).
4. «А Йосеф был свезен в Египет, и купил его Потифар, царедворец Фараона, начальник палачей, египтянин, из рук ИШМАЭЛИМ, которые отвели его туда» (там же, 39:1).
Мудрецы говорят (Берешит Рабба 84:8), что его несколько раз перепродавали. Но это не может объяснить нам все противоречия, например, остается неясным, почему в одном месте (третий пасук) сказано, что Йосефа Потифару продали меданим, а в другом (четвертый пасук) — что он купил его из рук ишмаэлим.
Поэтому комментаторы, разъясняющие «простой смысл» текста (пшат), такие, как Ибн-Эзра и Рашбам, утверждают, что, поскольку Медан, Мидьян и Ишмаэль были братьями (сыновьями Авраама), речь идет об одном народе, который просто называли по-разному.
Рамбан же объясняет, что караваны верблюдов, следующие по пустыне в Египет, были специализацией ишмаэлим, поэтому братья были уверены, что и этот караван принадлежит им. Когда же они подошли ближе, выяснилось, что ишмаэлим были лишь погонщиками верблюдов, а мидьяним — купцами, владельцами товаров. Братья сами поднимают Йосефа из ямы и продают ишмаэлим. (Во втором пасуке говорится не о том, что мидьяним вытащили Йосефа из ямы, а только о том, что они проходили мимо). И ишмаэлим покупают Йосефа для мидьяним, а потом, по их поручению, продают его в Египте. Поэтому написано, что меданим, они же мидьяним, продали Йосефа в Египет, но куплен он был «из рук ишмаэлим».
Мальбим в своем комментарии предлагает другой ответ на этот вопрос. Он пишет, что, хотя братья и намеревались избавиться от Йосефа, они не хотели делать этого своими руками, ведь он был их братом.
Слова Йеуды о продаже, говорит Мальбим, не следует понимать буквально, он просто предложил сделать так, чтобы Йосеф попал в руки работорговцев. Поэтому, увидев караван ишмаэлим, следующий в Египет, братья оставляют Йосефа в яме и уходят, полагая, что ишмаэлим обязательно заберут его с собой и отвезут в Египет, где он уже не будет представлять никакой опасности.
Реувен же рассчитывал, что успеет вернутся к яме до прихода ишмаэлим, вытащить Йосефа и вернуть отцу. Но в это время к яме с Йосефом неожиданно приходят купцы-мидьяним. Они сами поднимают Йосефа из ямы и продают ишмаэлим (второй пасук).
Мальбим обращает внимание на следующий момент: написано, что меданим продали Йосефа «в Египет» (третий пасук), а не «в Египте». То есть, они продали его ишмаэлим, которые направлялись в Египет. Вернувшись к братьям, Реувен сообщает им, что Йосеф исчез. Понимая, что его план провалился, он рвет на себе одежду, говоря: «ребенка нет, а мне куда деться?» (там же, 37:30). И сам Йосеф впоследствии говорит об этом: «ибо украден был я из страны евреев…» (там же, 40:15), потому что его действительно украли!
Согласитесь, что такое объяснение отвечает на многие вопросы!
С уважением, Арье Гальчук
Рав Зеев Урман
Ш.Л. Абрамович
В 1263 году, по инициативе короля Испании, состоялся диспут — между РАМБАНом и доминиканским монахом, крещенным евреем, братом Пабло. Рамбан битву умов выиграл. Не желая, чтобы аргументы священника были окончательно разбиты, король прервал диспут, сказав: «В первый раз вижу человека, который, будучи неправ, так ловко и убедительно сумел бы отстаивать свою позицию… »
Рав Реувен Пятигорский
Наши мудрецы в своих комментариях настаивают, что сыновья Яакова были полными праведниками
Рав Арье Гальчук
Сынам Гада и Реувена, вроде как, и не нужно прийти в Землю, обещанную праотцам?
Неизвестный автор
Автор на сайте Toldot.ru. Часто отвечает на вопросы посетителей сайта.
Рав Моше Абрамович
Зачем оружие? Всевышний ведет евреев в Святую Землю — кто может противостоять?
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Для праведников существует много путей искупления
Рав Ефим Свирский
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Арье Гальчук
Какую заповедь выполнил Каин?
Рав Натан Агрес
Раби Моше бен Нахман РАМБАН
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его