Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Откуда произошло слово «иудей»?

Темы: Христианство, Йеуда, Идолопоклонство, Цари Израиля, Колена Израиля, Рав Моше Сытин

Отложить Отложено

Откуда произошло слово «иудей»? И связано ли это с Иеудой, предавшим Иисуса?

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте!

Слово «иудей» является производным от имени Йеуда — имени четвертого из двенадцати сыновей праотца Яакова (а не одного из апостолов, который, согласно христианскому преданию, предал основателя христианства) — и означает «житель Иудейского царства». Слово «иудей» как синоним к слову «еврей» вошло в обиход после разрушения Первого Храма, во времена Вавилонского изгнания, потому что все уцелевшие евреи, изгнанные в Вавилонию, были жителями Иудейского царства. После этого всех евреев стали называть иудеями — по месту их происхождения, вне зависимости от принадлежности к какому-либо колену (Раши и Ибн-Эзра, комментарии к Свитку Эстер 2:5). До этого, евреев называли «Бнэй Исраэль» — «сыны Израиля».

В Писании слово «иудей» в значении «еврей» встречается в книгах поздних пророков: Мегилат Эстер 2:5, Захария 8:23, Даниэль 3:8, Эзра 4:12.

В Септуагинте еврейское словоיהודי (йеhуди) было передано на греческом как Ἰουδαῖος. С адаптацией к местной фонетике это слово было заимствовано другими языками: лат. judaeus, англ. Jew, фр. Juif, нем. Jude, польск. żyd, рус. «иудей» и т. д.

Оскорбительное на русском слово «жид» также однокоренное словуיהודי (йеhуди) и возникло в ходе трансформации позднеславянского слова «židъ».

В современном русском языке принято разделять слова «еврей», обозначающее национальность, и «иудей», обозначающее религиозную принадлежность. И в этом есть свой смысл, поскольку Иудейское царство, в отличии от Израильского, бОльшую часть своего существования придерживалось веры в единого Б-га, а его жители строго соблюдали законы Торы. Жители же Израильского царства, под руководством своих царей, стали на путь идолопоклонства. Поэтому это царство было уничтожено задолго до Вавилонского изгнания. Связь между словом «йеуди» и вероисповеданием подтверждает мидраш «Лэках тов» (на Свиток Эстер 2:5), где сказано, что иудеем называется тот, кто отрицает язычество.

Поскольку слово «иудей» тесно связано с Иудейским царством, мне кажется, стоит кратко упомянуть эту веху еврейской истории.

Во времена правления царя Шломо (Соломона) еврейское государство достигло политического, экономического и духовного расцвета. Слава о мудрейшем царе и о его государстве распространилось по всему миру. Евреи жили в спокойствии и достатке.

Но все изменилось после смерти Шломо. В результате гражданской войны, в 795 г. до н.э. (2965 г. от сотворения мира) еврейское государство раскололось на два царства — Иудейское и Израильское. В состав Иудейского царства вошли колена Йеуды, Биньямина и часть колена Леви. Поскольку колено Йеуды было самым многочисленным, а также потому, что все цари Иудейского царства происходили из колена Иегуды (как завещал праотец Яаков) — царство стало называться Иудейским. В Израильском царстве жили остальные десять колен, т.е. большинство еврейского населения Страны. К власти в Израильском царстве приходят цари, проповедующие язычество, и уводят народ от Б-га.

В 550 г. до н.э. (3210 г. от с. м.) ассирийская армия захватывает Израильское царство и изгоняет десять колен из Страны, расселяя их в разных областях своей империи. С тех пор следы этих десяти колен теряются, еврейский народ теперь состоит исключительно из жителей Иудеи.

В 420 г. до н. э. (3340 г. от с.м.) — царь Вавилонии Невухаднецар разрушает Первый Храм и уводит жителей Иудеи в Вавилон. Это было первое изгнание в истории народа, когда евреям пришлось жить в среде других народов уже после того, как была дарована Тора и культура народа сформировалась. Поскольку все евреи, ушедшие в Вавилонское изгнание, были жителями Иудейского царства, всех евреев начали называть «иудеями».

С уважением, Моше Сытин

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его