Темы: Избранность, Ислам, Галут, Храм, Ишмаэль, Авраам, Ицхак, Рав Мендель Агранович, Арабо-израильский конфликт
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Уважаемый раввин! Мой вопрос — не думаете ли Вы, что не еврейский народ избран Богом, а арабский?
Ведь если посмотреть на историю евреев и арабов, то разница огромная — евреи всегда страдали и были преследуемы, а арабов никто никогда не преследовал. Другие примеры:
1. У евреев только 1 страна — Израиль, у арабов — 23 страны.
2. У Израиля нет полезных ископаемых — нефти, газа, в то время как в арабских странах очень много нефти и газа.
3. Евреев всего 12 миллионов, а арабов — 250.
4. На месте Храма Соломона уже 1300 лет стоит мечеть Аль-Акса — новый Храм Соломона. Таким образом, вместо разрушенного еврейского храма пришёл арабский храм — навсегда.
5. Евреи были изгнаны из своей страны, арабы — никогда.
6. Арабская религия ислам — самая быстрорастущая на планете. Что Вы думаете по этому поводу? С уважением, Андрей
Уважаемый Андрей!
Давайте обратимся к Торе, ведь это она говорит о том, что еврейский народ —избранный (книга Шмот 19:5).
Правильно ли понимать избранность по Торе как материальное благополучие? С одной стороны, сказано так (книга Дварим 11:13):
«И будет, если будете слушать заповеди Мои, которые Я заповедую вам сегодня, любить Господа, Б-га вашего и служить Ему всем сердцем вашим и всей душою вашей. И дам дожди земле вашей вовремя...» — и дальше обещание материального благополучия, урожая, приплода скота...
Если же мы не будем соблюдать, тогда «разгневается на вас Господь и замкнет небеса, и не будет дождя, и исчезнете вы с благодатной земли, которую Господь дает вам...»
Отсюда можно сделать вывод: нас выбирают на условии, что мы соблюдаем заповеди, и тогда у нас будет материальное благополучие, если же нет, то мы теряем свою избранность. И тогда живем с проблемами, не имеем простого человеческого счастья...
Но, если разобраться, то смысл избранности не таков. Или, как минимум, не только таков...
Тора говорит, что Б-г выбрал нас не из-за того, что нас много, а как раз наоборот — потому, что нас мало (Дварим 7:7). И это — ответ на ваш вопрос 3...
Тора говорит, что, несмотря на всё, мы продолжаем стоять перед Б-гом. Несмотря на долгую историю наших ошибок и преследований со стороны других народов, ненависть... (начало главы Ницавим). И это — о вопросах 5 и 6.
Тора говорит, что на Землю Израиля глаза Б-га направлены с начала и до конца года... Это — о вопросе 1.
Тора говорит, что Земля Израиля зависит от дождя, у неё нет реки Нил, которая разливалась бы каждый год и орошала долину, эта земля все время зависит от милости Б-га — даст Он дождь или не даст... ( Дварим 11:10-12).
Точно так же — с полезными ископаемыми: когда они есть, не стоит беспокоиться, трудиться, все идет легко и без труда, просто качать нефть — и всё... И это ответ на Ваш вопрос 2.
Храм не на месте, так как все пророки, начиная с Моше, Ирмияу, Йешаяу и т. д. предупреждали — все зависит от нас. Храма не будет, если мы не будем его достойны... Есть пророчества, что Всевышний вернет его... Это — о вопросе 4.
Ислам растет, что же, это наполняет мир верой в Единого Б-га (Рамбам). Хотя это и не всегда в позитивном ключе, к сожалению. Но, возможно, именно такой путь заслужило человечество, раз по-другому никто не вспоминает о Б-ге (современные раввины в статьях о ситуации в мире). Ответ на вопрос 6.
Арабы — потомки Ишмаэля, сына Авраама. Авраам просил, чтобы он жил перед Б-гом. «Вот бы Ишмаэль жил перед тобой!» — просит Авраам в главе Лех леха (17:18), там же (стих 20) Б-г обещает ему: «И об Ишмаэле услышал Я тебя, вот благословил Я его и расплодил его, и умножил его очень, двенадцать князей уродит, и сделаю его народом великим. Но союз установлю (поставлю) с Ицхаком, которого родит тебе Сара на следующий год». Есть какие-то сомнения, кого избрал Б-г, Ицхака (праотца евреев) или Ишмаэля (праотца арабов)?! ...
Также об Ишмаэле сказано в Торе, что он расселится на обширных территориях, по всей земле... То, что происходит, — исполнение пророчеств Танаха (ответ на вопрос 5, об изгнании и пребывании на своей земле)...
Так что избранность — это ощущение постоянной связи с Б-гом. Когда мы сами живем с этой связью, ищем её, тогда Б-г открывается нам. Когда же мы убегаем от этой связи — Б-г заставляет нас о ней вспомнить, просить о ее восстановлении...
Немного в другом ключе, но очень интересно и ярко ответил на подобный вопрос мой коллега рав Меир Мучник в статье о награде сынам Ишмаэля.
С уважением, Мендель Агранович
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Ашер Кушнир
В чём избранность еврейского народа?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Мендель Агранович
С. Бернфельд
Въезд в Медину, второй по святости город мусульман, запрещён как евреям, так и христианам
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Моше Пантелят
Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?
Рав Зеев Гершензон
Где взять силу духа?
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Рав Овадья Климовский
Где упоминается о происхождении царя Давида?
Рав Бенцион Зильбер
Проклинать нельзя, а подзаработать можно?
Рав Овадья Климовский
Почему отец и братья царя Давида не стали ему верными помощниками?
Рав Меир Мучник
Разве так ортодоксальные евреи понимают предназначение женщины и ее роль в семье?
Рав Овадья Климовский
Вы ответите, что это относится только к продаже еды и воды...