Темы: Христианство, Йехезкель, Гордость, Мудрость, Храм, Пророчество, Мишкан, Бецалель, Рав Нахум Шатхин
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемый Рав, шалом. В пророчестве Йехезкеля говорится о разрушении Цора (Тир). Разъясните, пожалуйста, о чем речь в главе 28:
«11) И было слово Г-сподне ко мне сказано: (12) Сын человеческий! Вознеси плач о царе Цора и скажешь ему: так сказал Г-сподь Б-г: ты печать завершенности, полнота мудрости и совершенство красоты. (13) В Эйдэне, саду Божьем, пребывал ты; всякий камень драгоценный в облачении твоем: рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс и яшфэй (яшма), сапфир, карбункул, и изумруд, и золото; искусство (игры на) тимпанах и свирелях (процветало) у тебя; в день сотворения твоего были они приуготовлены. (14) Ты — керув, простирающий покров, и Я поместил тебя на горе святой Божьей, (там) был ты, средь камней огненных расхаживал. (15) Беспорочным (был) ты на путях своих со дня сотворения твоего до тех пор, как обнаружилось беззаконие твое. (16) При обширной торговле твоей наполнилось нутро твое злодейством, и согрешил ты; и Я низверг тебя с горы Божьей и погубил тебя, керув покрывающий, из среды камней огненных. (17) Возгордилось сердце твое от красоты твоей; великолепием твоим загубил ты мудрость твою (по тщеславию) — Я на землю поверг тебя, пред царями предал тебя позору. (18) Множеством беззаконий твоих, бесчестностью торговли твоей осквернил ты святыни твои; и Я извлек огонь изнутри тебя — он пожрал тебя, и Я обратил тебя в пепел на земле пред глазами всех видящих тебя. (19) Все знающие тебя среди народов ужаснулись тебе, ужасом стал ты, и не будет тебя вовеки».
Спасибо за интересный вопрос!
Гибель островной империи Цора
Хирам, царь города Цора, хоть и не был евреем, но тоже удостоился чести — участия в строительстве Иерусалимского Храма. О нем немало сказано в Танахе: «И послал Хирам, царь Цорский, рабов своих к Шеломо, когда услышал, что помазали его на царство вместо отца его, потому что Хирам всегда любил Давида», «И было, когда услышал Хирам слова Шеломо, то очень обрадовался и сказал: благословен ныне Господь, который дал Давиду сына мудрого, (стоящего) над этим многочисленным народом!», «И давал Хирам Шеломо деревья кедровые и деревья кипарисовые, все по его желанию» (Млахим I, 5 — Книга Царей).
Однако мидраш рассказывает нам о незавидном конце царя Хирама:
«Хирам, царь Цорский, весьма возгордившись, установил в сердце моря сорок железных колонн, а на них соорудил семиуровневый дворец, над которыми возвышался его трон. Первый уровень — из стекла, площадью 500 на 500 локтей (250 м), второй и третий — из железа, четвертый — из свинца, пятый — из меди, шестой — из серебра, седьмой уровень — из золота. Каждый уровень отделяли от предыдущего струи воды, и каждый уровень был обширнее предыдущего на пятьсот локтей, так, что площадь седьмого была 3000 на 3000 локтей (1.5 км.).
Всевышний послал ветер, который поднял пророка Йехезкеля и принес его на вершину дворца Хирама. Испугался Хирам при виде Йехезкеля и спросил его: “Что ты здесь делаешь?” Ответил ему Йехезкель: “Всевышний послал меня спросить тебя: почему ты возгордился, рожденный женщиной?” Ответил ему Хирам: “Да, я рожден женщиной, но живу я уже тысячу лет. Сколько царей умерло, а я все еще живу и, значит, буду жить вечно, как Б-г. И если трон Б-га находится на семи небосводах, то и мне сидеть на семи небосводах”.
Что случилось с царем Хирамом? Всевышний послал Невухаднецара, и тот лишил Хирама трона и убил его. А дворец его Всевышний скрыл в недрах земли, и в будущем он уготован для праведников» (Йалкут Шимони).
Удивительно: откуда были у Хирама возможности и таланты соорудить такое удивительное здание в сердце моря? И почему Хирам так оступился, став гордецом и потеряв все, что у него было?
Из многих мест в книгах пророков видно, как хорошо относился к еврейскому народу царь Хирам, с какой радостью он помогал царю Шломо строить Храм, поставляя ему кедры, кипарисы и мастеров по работе с деревом. И, поскольку он удостоился чести быть среди строителей Храма, не может быть, чтобы не повлияла на него мудрость и святость, сходившая с Небес во время строительства.
Сказано в Торе: «И сделал всякий мудрый сердцем, исполнявшие работу …» (Шмот 36:8). Спрашивают комментаторы: почему в начале стиха глагол стоит в единственном числе, а вслед за этим идут слова во множественном? Почему не сказано: «И сделали все мудрые сердцем, исполнявшие работу»?
Объясняют наши мудрецы: главной силой, вдохновлявшей мастеров — строителей Мишкана, был Б-жественный дух, которым обладал Бецалель. На это и намекает единственное число в нашем стихе: изначально «мудрый сердцем» был там лишь Бецалель. Но дух святости под влиянием Бецалеля распространился на всех, кто работал рядом с ним и под его руководством, на что намекает множественное число.
Сказано также в книге Кузари (1:103): «Знай, что в каждом, кто встречает пророка, общается с ним и слышит Б-жественные слова, вновь пробуждается суть его духа и силы чистой души. Оторвавшись от всего, что свойственно его роду, он стремится к пророческому и в чистоте и смирении приобщается к нему».
Если так, то не может быть, чтобы Хирам не подвергся воздействию святости, участвуя в строительстве Храма и общаясь с царем Шломо, самым мудрым человеком из живших на земле. Неудивительно, что у него осталась способность воплощать чудесные и возвышенные «проекты», такие, как дворец в сердце моря, о котором рассказывает мидраш. Ведь Всевышний не разрушил его дворец, а скрыл и сохранил, а в гнизу не помещают то, что не обладает святостью. Вот только ошибка Хирама была в том, что он использовал полученные силы не для духовного продвижения, а для самовозвеличения. За что и поплатился.
Все это показывает: человек должен использовать мудрость Торы, которую постигает, только во Имя Небес, чтобы не превратилась она в смертельный яд, а всегда оставалась Торат Хаим (Торой жизни, эликсиром жизни) для изучающих и выполняющих ее.
С уважением, Нахум Шатхин
Рав Арье Каплан,
из цикла «Еврейская Тора и христианские миссионеры»
Почти два тысячелетия христианские миссионеры убеждали евреев принять их веру, но всякий раз терпели неудачу. Что двигало нашими предками? Почему они оказались столь «неуступчивыми»?
Профессор Даниэль Михельсон
Царь Соломон знал не только значение числа π с высокой точностью, но и был в состоянии рассчитать объём тела вращения с шестью знаками. Но на самом деле речь идет не о человеческой мудрости, а о Б-жественной.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Нахум Шатхин
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография величайшего пророка, который противостоял поносившим его евреям
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Арье Каплан
Чем христианский Мессия похож и не похож на еврейского Машиаха?
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Глава из классической книги по мусару (этике) — «Орхот цадиким». «Гордость /геава/ — это та монета, которую вывел из обращения Великий Царь».
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Треть ТАНАХа посвящена пророческим предсказаниям. Уровень постижения Б-жественной мудрости разнится от одного пророка к другому. В отдельные моменты истории дар предвидения получали абсолютно все евреи.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
История изготовления тельца тоже неоднородна и буквально от начала до конца состоит из сложных моментов, требующих разъяснений
Рав Бенцион Зильбер
Как царь может быть херувимом?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.