Темы: Неевреи, Одежда, Кипа, Спорт, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, рав! Раньше я занимался восточными боевыми искусствами и в скором времени хочу возобновить занятия. Во-первых, скажите, обязательно ли тренироваться в кипе и талит катане? Во-вторых, Кицур Шулхан Арух запрещает нам выглядеть, как неевреи. И где-то я слышал трактовку, что, в частности, запрещена к ношению любая национальная одежда. Так могу ли я надевать кимоно?
Большое спасибо за интересный вопрос. Желательно заниматься спортом в головном уборе. Это не обязательно должна быть именно кипа, ее можно заменить на любой другой головной убор, например, вязаную шапочку или бандану. Что касается цицит, то, если есть необходимость, талит катан можно снять. Разрешено надевать кимоно для занятия восточными единоборствами.
Приведем краткое объяснение этих законов. Гемора Кидушин (31а) говорит, что ношение кипы напоминает о Шхине (Б-жественном присутствии), которая постоянно находится над нами. Как известно, «внешние» физические действия пробуждают внутреннее знание. Поэтому ношение кипы, которая символизирует, что Вс-вышний находится над нами и наблюдает за нами, призвано вызвать внутреннее чувство уважения ко Вс-вышнему и, соответственно, повлиять на наше поведение. Намек на уникальность еврейского головного убора содержится в одном из утренних благословений: «…дарующий Израилю великолепный венец» (Брахот 60 б).
Шулхан Орух (Орах Хаим 2:6) говорит, что нельзя пройти 4 амот (около двух метров) с непокрытой головой. Мишна Брура (2:11) пишет, что высокий уровень праведности (мидат хасидут) — покрывать голову всегда. Существует спор о статусе данного запрета. По мнению Таза, этот запрет имеет статус закона. По мнению Маген Авраама, соблюдение этого запрета является одним из «показателей» высокого уровня праведности (мидат хасидут). В любом случае, поскольку подавляющее большинство еврейских общин приняли обычай покрывать голову постоянно, в наше время тот, кто не носит кипу, нарушает также еврейский обычай (Игрот Мойше 1:1).
Существуют определенные ситуации, когда разрешено быть без кипы, например, в бассейне, при стрижке волос и т.п. Кроме того, если человек живет среди неевреев и из-за того, что покрывает голову, он может потерять работу, или это отрицательно скажется на его заработке, разрешено находиться на работе без кипы (Игрот Мойше, Орах Хаим 4:2).
Разумеется, ношение кипы во время занятий восточными единоборствами вызывает определенные неудобства. И даже если закрепить ее заколками, чтобы не падала, это не всегда решает проблему, поскольку в определенных ситуациях это может явиться причиной травмы — у Вас или у соперника. Поэтому можно использовать другого рода головные уборы, например, вязаную шапочку или бандану, которые хорошо держатся на голове и не могут стать причиной травмы.
Что касается цицит: поскольку изначально заповедь цицит возлагается на человека, который носит одежду с четырьмя углами, то тот, кто не носит такого рода одежду, в принципе, освобожден от этой заповеди. И хотя сегодня обычай — носить цицит постоянно, в определенных ситуациях разрешено их снимать. Поэтому, если талит катан мешает Вашим занятиям, можете его снять на время тренировки.
Разрешено носить кимоно во время занятий восточными единоборствами. Во-первых, потому что спортивное кимоно значительно отличается от «национальной нееврейской одежды», считается больше спортивной одеждой. Во-вторых, запрет следовать обычаям неевреев распространяется только на ношение одежды, которая имеет отношение к идолопоклонству или разврату, например, яркой вульгарной одежды. Если ношение какой-либо одежды имеет логическое обоснование, например, белый халат для врачей, то такого запрета нет (Рамо, Йорэ Дэа 178:1). Поэтому разрешено носить спортивное кимоно, когда занимаетесь восточными единоборствами.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Нужно ли сразу поменять одежду и ходить в кипе?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Реувен Куклин
Тут моя бабушка спрашивает…
Рав Реувен Куклин
Евреи в Египте были гоями?..
Рав Реувен Пятигорский
Извиняюсь за наивный вопрос, но зачем еврею нужно носить головной убор — шляпу или кипу?
Рав Ашер Кушнир
Слово «гой» — унизительное?
Рав Яков Шуб
А проводить спортивную тренировку?
Рав Яков Шуб
Если еврей является генералом российской армии, можно ли ему носить свой генеральский мундир?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его