Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

10 блиц-ответов на самые популярные вопросы о том, как давать имя ребенку.

Темы: Еврейские имена, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Уважаемые читатели, предлагаем вашему вниманию блиц-ответы на 10 самых популярных вопросов о том, как давать имя ребенку.

1. Какое значение для человека имеет его имя?

2. Можно ли называть ребенка в честь умершего родственника?

3. Что делать, если этот родственник не соблюдал заповеди?

4. Что делать, если этот родственник умер в раннем возрасте?

5. Какие еще есть традиции, связанные с именем ребенка?

6. Можно ли называть ребенка в честь двух людей?

7. Можно ли назвать мальчика в честь женщины и наоборот?

8. Когда принято давать имя ребенку?

9. Кто может дать имя ребенку?

10. Какие имена лучше не давать?

Отвечает рав Яков Шуб

1. Какое значение для человека имеет его имя?

Наши мудрецы учат, что имя человека оказывает особое влияние на развитие его личности и на его судьбу. По большому счету имя отражает сущность человека, как мы видим в Торе (Берешит 2:19): «И образовал Господь Б-г из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их. И как назовет человек всякое живое существо, так и имя его». Поэтому родители должны предельно серьезно отнестись к вопросу о том, какое имя дать ребенку.

2. Можно ли называть ребенка в честь умершего родственника?

Называть ребенка в честь умершего родственника — наиболее распространенный обычай среди ашкеназских евреев. Многие называют ребенка в честь, например, дедушки или бабушки. Это помогает ребенку выбрать путь праведного человека, а также выражает уважение к родителям.

3. Что делать, если этот родственник не соблюдал заповеди?

Как было сказано, поведение человека, в честь которого назвали ребенка, оказывает влияние на ребенка. Поэтому, если необходимо назвать его именно в честь родственника, который не соблюдал заповеди, то советуют при этом «подразумевать» имя какого-нибудь праведника. Например, если родственника звали Моше, то, когда дают ребенку имя, можно «подразумевать», что это в честь, например, Моше Рабейну, или великого мудреца Рамбама, которого также звали Моше, или рава Моше Файнштейна.

4. Что делать, если этот родственник умер в раннем возрасте?

Если родственник умер в возрасте до 52 лет и у него не было детей, то считается, что у него был плохой мазаль, поэтому стараются не давать ребенку его имя. Если приходится все-таки дать это имя, советуют добавить к нему еще одно. Например, если того родственника звали Моше, то ребенка можно назвать Моше-Шмуэль и т. п.

5. Какие еще есть традиции, связанные с именем ребенка?

Многие стараются назвать ребенка в честь какого-нибудь праведника или великого раввина. Например, после того, как скончался ведущий раввин нашего поколения Рав Элияшив, многие назвали детей в его честь — Йосеф-Шалом.

Существует также традиция называть детей в честь праведников, упомянутых в недельной главе, которую читают в ту неделю, когда родился ребенок. Или именами праведников, с которыми связаны праздники, близкие по времени к рождению ребенка. Так, например, мальчикам, которые родились «в районе» Пурима, часто дают имя Мордехай, а девочкам — Эстер.

6. Можно ли называть ребенка в честь двух людей?

По этому вопросу существует спор. Некоторые считают, что это разрешено и можно, например, назвать ребенка Давид-Шломо, если одно дедушку звали Давид, а другого — Шломо. Другие считают, что двойное имя — это отдельное имя, и поэтому имя Давид-Шломо не дают ни в честь Давида, ни в честь Шломо.

7. Можно ли назвать мальчика в честь женщины и наоборот?

Обычно стараются не называть детей в честь лиц противоположного пола.

8. Когда принято давать имя ребенку?

Имя мальчику дают при обрезании, на восьмой день после его рождения. Когда дают имя девочке? — Существуют различные традиции. Некоторые дают девочке имя в ближайший день, когда в синагоге читают Тору, т.е. в йом шени (понедельник), йом хамиши (четверг) или в субботу. Отца девочки вызывают к Торе, после этого произносят специальную молитву и дают девочке имя (нет необходимости для этого приносить новорожденную в синагогу). Другие специально ждут первой субботы после рождения дочери, чтобы дать ей имя.

Важно заметить, что нельзя долго тянуть с именем ребенка, т.к. душа ребенка полностью входит в тело только после того, как он получает имя.

9. Кто может дать имя ребенку?

Родителям дается особая помощь с Небес, чтобы выбрать имя, подходящее для ребенка, поэтому окончательное решение должно быть именно за ними. Нужно постараться, чтобы имя устраивало обоих родителей. Особенно важно постараться, чтобы вопрос об имени ребенка не привел к ссоре между родителями или между другими родственниками.

Некоторые соблюдают следующий обычай: мать дает имя первому ребенку, отец — второму, и далее по очереди.

10. Какие имена лучше не давать?

Не следует называть ребенка в честь людей, которые намеренно нарушали заповеди, отвращали других людей от Торы и т. п.

Многие считают, что нужно отдавать предпочтение традиционным именами, которые упоминаются в Танахе, и не «изобретать» новых.

Давая ребенку имя, следует учитывать, в какой среде он будет расти, чтобы ребенок комфортно себя чувствовал с этим именем. Поэтому, если, например, ребенок будет расти в смешанной среде, где есть и евреи, и неевреи, лучше выбрать имя, которое привлечет к себе меньше внимания, например, Давид, Александр (это имя тоже считается еврейским) и т. п.

Со списком и объяснением значения традиционных еврейских имен вы можете ознакомиться здесь.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его