Темы: Ненависть, Злословие, Еврей, Антисемитизм, Эдом, Рав Меир Мучник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныГлубокоуважаемые раббаним, прочитал комментарии на сообщение СМИ о протестах харедим против работы магазинов в шаббат в Иерусалиме. Доктор Геббельс кажется просто младенцем по сравнению с высказываниями еврейских антисемитов. При этом такие высказывания слышишь всё чаще и чаще. Как это всё понимать? Куда мы катимся? Спасибо за ответ. Тимур
Здравствуйте, Тимур!
Вы затрагиваете непростую и болезненную тему.
«Катимся» мы по разным этапам изгнания Эдома, последнего из четырех, но самого долгого и трудного. Началось оно с господства Рима, который разрушил наш Храм, а Риму наследовала западная христианская цивилизация. Вершиной ее зла стал режим, глашатаем которого был упомянутый Вами доктор Геббельс.
Суть изгнания — не только физическое подчинение другому народу, но и подверженность его духовному влиянию. Как известно, в последнем изгнании мы оказались — и по сей день остаемся — из-за «беспричинной ненависти».
Что такое «беспричинная ненависть»? Ведь ненавидят всегда по какой-то причине, даже если неосновательной.
Корнем беспричинной ненависти является отдаление и отчуждение, в результате чего другой человек превращается из «своего» в «чужого». А такова человеческая природа, что «своему» все прощается, а то и вовсе истолковывается в позитивном ключе, а «чужому» все вменяется в вину; что бы он ни сделал, во всем видится злой умысел. Особенно велик соблазн тогда, когда другой человек действительно отличается от «нас» внешностью, одеждой, идеями, действиями и т. п. Тогда он изначально выглядит «чужим», а уж если совершает какие-то действия вопреки нашим желаниям или интересам, это явно злодей!
Иногда наши действия на самом деле неправильны, но очень часто люди в принципе достойные поддаются соблазну, а то и просто совершают ошибку, не имея злого умысла. А иногда и ошибки нет, просто в ситуации этого человека или с его точки зрения, действительно, следует поступать именно так. Но беспричинная ненависть во всем усматривает злой умысел, и мы, вместо того, чтобы понять действия другого — или осудить только поступки, желая самому человеку добра, — переходим на личности и ненавидим самого человека.
Основным инструментом разжигания «беспричинной ненависти» является «злой язык» (лашон а-ра), то есть злые сплетни людей друг о друге, даже если при этом озвучивается правда. Тем более — если озвучивается клевета. Не случайно мудрецы считают это одним из тяжелейших грехов. Хида («Руах Хаим» 2) приводит мнение, что этот грех по тяжести равен убийству, прелюбодеянию и идолопоклонству. Это может показаться странным, но станет понятнее, если вспомним, что этот грех привел к беспричинной ненависти, которая, в свою очередь, привела к этому, самому тяжкому, изгнанию.
А также — если вспомним, что именно этим грехом мы уподобляемся нашему угнетателю Эдому, потомку Эйсава и Амалека. Об Амане, падение которого мы только что отметили, Талмуд (Мегила 13 б) говорит: «Никто в мире не умел так злословить и клеветать, как Аман». Очень ловко подал он Ахашверошу идею уничтожения евреев, знал, как их очернить. Это качество, конечно, в полной мере унаследовал духовный потомок Амана доктор Геббельс вместе со своим фюрером. Но их страна, хотя и явно дальше всех продвинувшаяся в осуществлении дела Амана на практике, не единственное ответвление царства Эдома. Ей противостояло другое ответвление этого царства, в котором столь же красноречиво пропагандировались идеи коммунизма. Но и та часть Западной цивилизации, которая свято верит в идеи демократии, на самом деле тоже является одним из ответвлений этого царства — достаточно немного почитать, что пишут ее «свободные» и «объективные» СМИ, например, об Израиле.
А подобные им по характеру СМИ в самом Израиле, к сожалению, нередко грешат такими же «объективными» репортажами о харедим, демонстрируя — и разжигая в обществе — такую же ненависть к ним. Причем многие люди, у которых есть родственники или знакомые харедим, лично к ним ненависти не испытывают, потому что конкретно этот человек — «свой». Мы его знаем и понимаем, что он «хареди, но хороший человек». Но в целом, «эти харедим» — то общество, которое выглядит так чуждо и о котором мы слышим такие вещи…
Таким образом, в этом изгнании мы уподобляемся Эдому. Для него это нормально — ведь различные ответвления его царства тоже обожают таким образом представлять друг друга: достаточно послушать, что говорят друг о друге Россия и Америка или что говорят в каждой из них друг о друге местные либералы и патриоты. Но для нас, евреев… Пишет же Раши (Берешит 46:26), что шесть членов семьи Эйсава Тора называет «душами», но семьдесят членов семьи Яакова — «душой», ибо те разобщены и верят каждый в свое божество или идеологию, а эти — едины.
Так что, переходя от вопроса «кто виноват» к вопросу «что делать», скажем: во-первых, самим не уподобляться потомкам Эйсава. Не отвечать на беспричинную ненависть, эпитеты и ярлыки взаимностью. Да и если будем только клеймить и обвинять во всех смертных грехах, это только сильнее разозлит этих людей, а большей любви и понимания мы так не добьемся. Единственный шанс — самим постараться их понять и продемонстрировать любовь. И надеяться, что, может быть, это вызовет какую-то взаимность, — хотя и не обольщаться, степень отчуждения и непонимания тут велика, ее быстро не преодолеешь.
Понять этих людей не так уж сложно тем из нас, кто вырос в нерелигиозном мире. Люди, которых раздражают наши призывы закрывать магазины в субботу, тоже выросли в обществе, где субботу не соблюдают. Они привыкли к такому образу жизни, к возможности сходить в магазин в субботу, а также к идее, что это «нормально в современном мире». И вдруг приходит кто-то и хочет лишить их этого элементарного удовольствия, да и выглядит при этом «чудно» и «старомодно», и обосновывает все какими-то принципами религии, которые этот человек не приучен уважать с детства. Понятно, что это вызывает раздражение. Да и вообще люди не любят, когда другие им что-то навязывают или не дают что-то сделать, даже если это обоснованно. Люди любят сами решать. Вот и получается трагическое непонимание: нам больно, что они нарушают субботу, а их раздражает, что мы им «указываем». А СМИ подогревают эти чувства тем, что освещают, в основном, именно подобного рода инциденты, создавая впечатление, будто только этим харедим и занимаются: «мешают людям жить». А то, как много харедим занимаются благотворительностью, насколько меньше уголовных преступлений совершают и т. п. — об этом не так интересно говорить.
Поэтому, если мы хотим, чтобы эти люди приняли наши инициативы, да и лично к нам отнеслись более благосклонно, основным средством должно быть донесение позитивной информации о нашем образе жизни, чтобы видели всю картину, а не вырванные из контекста моменты.
То же закрытие магазинов в субботу, например, вызывает раздражение, поскольку так нередко создается впечатление, что суть субботы — «нельзя ничего делать». Ведь именно такое представление о субботе часто складывается у нерелигиозного человека, который только что-то о ней слыхал, но сам соблюсти не пробовал. А поскольку он также что-то слыхал о харедим, которые сами «не работают» и всем «навязывают» свой образ жизни, он думает, что ему говорят: вместо того, чтобы делать покупки или ехать на пляж, сиди дома и ничего не делай! Кому это понравится? А вот если побывает на субботе в религиозной семье, то, может быть, увидит: харедим — достойные и приветливые люди. И в субботу запрещено не все, а определенные виды работы. И суть этого запрета — не связать нам руки и «помешать жить», а наоборот, помочь нам оторваться от будничности, чтобы посвятить день духовности и общению с Б-гом — и с семьей, а также трапезе и отдыху, умиротворению. В современном мире это можно уподобить многим действиям, которые обычный человек совершает с пониманием и даже с удовольствием. Например, едет в дом отдыха (в современном Израиле — отель), где хочет именно что отрешиться от мира с его работой и постоянной суетой, отдохнуть, провести время с близкими. Или идет на концерт или спектакль, чтобы не только отдохнуть, но и ощутить вдохновение от прикосновения к тому, что ему кажется возвышенным и неземным. Аналогия с субботой, конечно, не полная, но можно понять, почему и она требует отрешения от будничности — и почему это можно принять без раздражения и даже с удовольствием.
Заставить все равно невозможно: если человеку необходимо в магазин, а его силой тащат в отель или на концерт, он все-таки вряд ли будет доволен. Дело скорее в общем воспитании: он сам должен этого захотеть. Этим и следует заняться: приглашать как можно больше людей на субботу и вообще в гости к харедим и на разные наши мероприятия, демонстрировать душевную теплоту и приветливость нашей общины. И надеяться, что что-то у человека изменится: или его собственный образ жизни, или хотя бы его отношение к нам. Этим и занимаются разные организации по возвращению евреев к корням, именно так уже вернулись очень многие евреи, и эту деятельность надо поддерживать и расширять.
Но что если, как Вы говорите, «такие выражения слышишь чаще и чаще»? Куда идет процесс: люди становятся ближе к религии или дальше от нее, любят нас больше или меньше?
Здесь действительно надо правильно оценить ситуацию и «удельный вес» разных показателей. Не так давно был проведен представительный опрос, который показал, что в целом страна гораздо более религиозна, чем может показаться на первый взгляд. Большинство живущих в ней евреев верят в Б-га, в Тору, делают обрезание, постятся в Йом-Кипур, соблюдают в той или иной мере субботу, кашрут и т. д. — все эти показатели за последние десять лет только выросли. И при непосредственном общении со многими нерелигиозными «на вид» людьми на улице, в магазинах и т. п. обнаруживается, что они вовсе не испытывают к нам ненависти, а временами и питают откровенное уважение.
Иное впечатление складывается при чтении комментариев на негативные репортажи СМИ о харедим, о чем Вы пишете. Они отражают настроения «народа»? Необязательно. Ибо нетрудно заметить, что эти комментарии в основном пишут люди, которые испытывают сильные чувства по поводу обсуждаемых вопросов, любят на эти темы высказываться и при этом более склонны кричать свое и заваливать эпитетами оппонентов, чем слушать и спокойно что-либо обсуждать. Дискутировать с ними чаще всего бесполезно. То есть они представляют более радикально и агрессивно настроенную часть общества. Такие люди есть всегда — но известно, что, хотя они создают максимум шума, на самом деле они в меньшинстве. Просто большинство людей занимается своими делами и не считает нужным вступать в дискуссии и высказывать свое мнение, особенно там, где их все равно вряд ли услышат — а если и услышат, то скорее ответят бранью, чем поймут.
Да, высказывания радикалов могут отражать настроения определенного пласта общества. Как известно, что у трезвого на уме, то у пьяного на языке — а что на уме у многих молчаливых и вежливых людей, то на языке у нескольких агрессивных болтунов. Но если проведен опрос, показавший, что «молчаливое большинство» настроено иначе, значит, эти болтуны все-таки представляют настроения меньшинства.
При этом частота и громкость этих высказываний может усиливаться — но это не обязательно означает, что растет процент таких людей. Скорее — те, кто уже испытывает подобные чувства, высказывает их чаще и громче. И это признак не усиления их позиции, а наоборот, ослабления — они кричат громче потому, что их не очень хорошо слушают. Ведь страна в целом становится более религиозной — а также явно растет общество харедим, целые города, такие, как Бейт-Шемеш, меняют свой облик, и понятно, что это не может им нравиться.
Что же делать? Спокойно продолжать строить свое общество и позитивно влиять на остальных. А тех, кто так этому ужасается, не столько ругать (так они только больше ужаснутся, а то и пойдут на более отчаянные действия), сколько относиться к ним с чуткостью. Терпеть их крики как неизбежное следствие ослабления их позиций и влиять на них скорее косвенно: развивать в обществе в целом понимание и уважение к религии и к ее последователям. Ведь многие люди в принципе позитивно относятся к религии и готовы в той или иной мере соблюдать ее законы, но они раздражаются на харедим, когда им кажется, что мы пытаемся их заставить что-то делать. Поэтому, если мы действительно хотим, чтобы к религии вернулись даже такие люди, очень важно не создавать подобное впечатление, а быть терпеливыми и делать все с тактом, позитивом и любовью.
Да удостоит нас Б-г успеха на этом пути.
С уважением, Меир Мучник
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
«Не ненавидь брата своего в сердце своем»
Рав Ицхак Зильбер
Проблема антисемитизма, его происхождение, почему религиозных евреев так не любят?
Рав Моше Пантелят
Журнал «Мир Торы»
Антисемитизм
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Немного о лашон а-ра
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
Злословит тот, кто говорит о достойных порицания недостатках ближнего, даже если говорит правду.
Рав Шломо Гольдман
Рав Ашер Кушнир
Чем евреи отличаются от других национальностей.
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Рав Ефим Свирский
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?