Темы: Пятикнижие, Берешит, Сотворение мира, Иврит, Эльяким Залкинд, Связь с Творцом, Качества Творца, Еврейский алфавит
בראשית ברא א-לקים את השמים ואת הארץ
Вначале сотворил Б-г небо и землю
1. В Мидрашах[1] и в комментариях к Торе задается вопрос: почему начата Тора с буквы бет, а также: почему не с алеф? Ведь в алфавите первая буква алеф, а затем бет. Так приводится в комментарии Даат зкеним[2]: «Начата Тора с буквы бет потому, что этот мир похож на бет (форма этой буквы: ב), так как он ограждён с трех сторон, а с северной стороны не ограждён. И тогда пришла буква алеф и стала возражать (против того, что не начата Тора с неё). И возместил ей Святой, благословен Он, при даровании Торы, и начал её с алеф (א), со слова Анохи (אנכי) (Я Всевышний, твой Б-г)».
Однако, на первый взгляд, сама постановка вопроса требует прояснения. Разве уместно толковать, почему книга начинается с некой буквы? Разве о другой книге, написанной на другом языке, был бы возможен подобный вопрос? Просто, поскольку автор начал с такого-то слова, книга начинается с такой-то буквы. И тем более неуместно спрашивать, почему книга не начата с другой конкретной буквы, даже стоящей первой в алфавите.
Но, возможно, наши учителя подразумевают следующее (здесь мы касаемся одной из основ иудаизма): Всевышний даровал нам Тору. И она — откровение мудрости, которой хотел Творец наделить нас. Но поскольку любому подарку подобает быть достойным дарящего, так как Сам Творец совершенен, то и дарованная Им Тора должна быть совершенна. Вся она — мудрость, и нет в ней ничего напрасного, лишённого мудрости и совершенства. И если так, то каждая буква в ней выверена и обладает самостоятельным смыслом. И также порядок букв в ней не случаен, ведь нет ничего случайного у мудрости. И потому букве, начинающей книгу, подобает выражать суть начала и основы[3]. И поскольку передан нам по традиции также порядок алфавита и первая из всех букв — алеф, то почему Тора начинается со второй буквы, бет? Кроме того, можно заметить, что это изменение порядка закономерно, ведь начальные буквы первых слов Торы: бет, бет, алеф, алеф (ב,ב,א,א, см. приведенный выше первый стих Торы). Таким образом, Тора сама обращает наше внимание на изменённый порядок букв. И если так, то это, безусловно, несёт определённый смысл, «дополнительную» мудрость. В чем же эта мудрость? Таков вопрос комментаторов. И на него следуют ответы в Даат зкеним, в Мидрашах (см. ниже).
В дополнение: в качестве примеров того, что в Торе нет ничего случайного, но все слова и буквы просчитаны и обладают самостоятельным смыслом, в Даат зкеним приводится также: А в слове Берешит (בראשית) — шесть букв, знаком шести дней деяния[4]. И в этом предложении (стихе) — семь слов, соответственно семи дням недели. И в нём 28 букв, что соответствует 28 дням месяца[5]. И в этом стихе есть шесть букв алеф, намёком на шесть тысяч лет существования мира[6], так как каждая буква алеф означает элеф[7], тысячу[8].
В трактате Сота (49а) в Мишне сказано: «С уходом раби Акивы сокрылась слава Торы». И пояснет Раши: «Т.к. он (р. Акива) обращал внимание (своего сердца на то, чтобы) прояснить смысл каждого завитка каждой буквы и, тем более, слов и букв, выглядящих как дополнительные… И в этом большое величие Торы, что нет в ней ничего напрасного».
И сказанное просто и известно тем, кто изучает и исполняет святую Тору.
2. Ещё одна тема требует упоминания, так как она связана с основами мировоззрения человека, с его представлением обо всём существующем, о самой жизни. И так как здесь проходит разделяющая граница между людьми причастными к вере, живущими в ней, и теми, кто от этого далёк. Это вопрос: что было прежде, чем Творец, благословен Он, создал мир?[9] Ведь в Торе, в Письменной и Устной частях её, во многих местах упомянуто, что мир сотворён, создан Творцом. Так сказано и в самом начале Торы: «Вначале сотворил Б-г». И означает это, что всё существующее — собственно материя всего мира, само место пребывания мира, а также время, в ходе которого продолжается его существование, — всё это создано, является новосущим, не бывшим прежде. Комментаторы Торы говорят об этом: о творении материи и всего существующего — см. в комментарии Рамбана (на первый стих): «Святой, благословен Он, создал все творения из абсолютного отсутствия, вывел из полного небытия очень тонкую основу, нет в ней ощутимости, и это первая “материя”». Так же в комментарии Сфорно: «Сотворил — сделал несуществующее существующим (עשה אינו ישנו)». О месте пребывания мира — см. Мидраш (Берешит раба, гл. 68) на стих (Шмот 33,21): «Вот место со Мной», и подробно в книге Нэфеш а-Хаим, раздел 3. О сотворении времени говорится в комментарии Рамбана (1,4): «Когда вышли из отсутствия в существование, как упомянуто в первом стихе, стало время, когда появилось есть, отнесётся к нему время». И у Сфорно: «Вначале — в начале времени, и это — первое мгновение, которое нельзя разделить, так как не было времени до него».
И также все «духовные» миры, не видимые глазом и не ощутимые с помощью чувств, но существующие и неизмеримо более великие и возвышенные, чем этот материальный, знакомый нам мир, — всё сотворено, новосоздано из ничего. И если так, что было до этого? Однако стоит ли говорить, что даже ребёнок сможет ответить на этот вопрос с простотой и ясностью: был только Всевышний.
И так сказано в Мидраше Пиркей Раби Элиэзер (гл. 3): «Кто способен высказать силу Всевышнего, огласить всю Его славу! (Теилим 106, 2). Разве есть человек в мире, способный высказать силу Святого, благословен Он, или огласить всю славу Его?.. Но должны мы стремиться познать, что сделал Он и что сделает в будущем, чтобы возвысилось имя Святого, благословен Он, в Его творениях, которые создал от края мира до края мира… Прежде чем был создан мир, был только Святой, благословен Он, и Его великое Имя». (В отношении Имени, то, что необходимо для нашего понимания сейчас, — приводится в книгах: имя вообще связано с желанием, волей[10]).
И здесь — начало, исходная точка представления о мире. Осознание, что всё существующее, всё мыслимое мироздание в целом, представляющееся всеохватывающей, самодостаточной и неотъемлемой объективной реальностью, не существовало прежде, чем было создано. Ни материя, ни пространство, ни время. Но был лишь Всевышний, в единстве Своём.
В словах наших мудрецов иногда это выражается фразой: «Он — место мира, а не мир — Его место» (Берешит Раба, гл. 68). Что означает: «Он — место мира»? Всё мироздание находится в Его владении, существует лишь проявлением воли Творца. Потому что, как до своего создания мир не существовал вовсе и возникновение его было только следствием Воли на то Творца, так же и в существовании своём продолжает быть всецело во владении Всевышнего. И это подобно тому, как предметы, находящиеся в любом месте, занимающие некое пространство, подчинены этому месту, пространству, обусловлены им, оно «держит» их, даёт возможность их существованию. Ведь без пространства, где они могут находиться, они немыслимы. Образом тому может быть изображение маленького круга на бесконечной белой поверхности, если представить, что внутри этого круга находится всё мироздание. Или другой образ, приводимый в книгах: весь мир у Всевышнего — как песчинка в великом океане. Однако и это лишь отдалённый образ, так как и океану есть мера, и песчинка сопоставима в этом с ним. Творец же безмерен, непостижим и несравним с миром вовсе. Потому что все миры — конечны, вложены в границы, установленные им при их сотворении. А к Творцу, благословен Он, неприменимо понятие ограниченности вовсе.
«А не мир — Его место» — сказано, чтобы уберечь человека от распространённого заблуждения, кажущегося «естественным» взглядом на вещи. Считать видимое, связанное с нашим сознанием, пространство местом, вмещающим всё существующее. И полагать всё существующее всецело во власти законов «природы» этого пространства, наполняющей его материи или различных сил, находящихся в нём. Как представления, укоренившиеся в народах, в разнообразии их. И даже в представлениях, признающих первенство Властелина надо всем, всё ещё может сохраниться понимание, что мир вмещает всё, и также Владыка — как царь в своей стране, внутри мира, среди своих подданных, не дай Б-г. И так окажется ограничено безграничное, и не будет в этом взгляде ничего от представления о единстве Всевышнего.
Но, в действительности, мир — в своих границах, «несомый» Творцом и исполняющий Его волю, как сосуд, обретающий очертания в руках создающего его умельца.
И об этом сказано в книге Йиов (26,7): «Подвешивающий Землю над бездной». И в словах наших мудрецов, благословенна их память (трактат Хагига 12): «Увы тем творениям, которые видят и не знают, что они видят, стоят, и не знают на чём они стоят. Земля на чём стоит… на ветре… ветер на урагане… ураган в руке Святого, благословен Он».
И в этом основа и начало Торы: у мира есть Творец, и в Его владении и по Его воле мир существует, и познание Его и познание Его единства заповедано нам, и с этой целью мы приведены в мир.
И так сказано в мидраше (Берешит Раба, там же): «Раби Йона от имени раби Леви сказал: почему создан мир с бет? Потому, что так же, как бет закрыта со всех сторон и открыта впереди, так нет у тебя права спросить, что внизу, что наверху, что прежде, что после, как только со дня, когда создан мир». И в трактате Хагига (11 б) (и в Тосфот там): «Что прежде означает прежде, чем создан мир, так как смотреть туда запрещено». И то, что необходимо из этого для нашей темы: что не дано нам соизмерять в нашем сознании, соответственно нашим мерам, мерам этого мира, Того, Кто выше и вне пределов мира. Потому что всё сущее, как будто, ничто в сравнении с Ним, как всё, вложенное в границы, в сравнении с не имеющим границ. И здесь источник трепета перед Всевышним (יראת השם), заповеданного нам, возможность достижения человеком уровня трепета перед величием Его (יראת רוממות). И, несмотря на то, что невозможно для нас вдумываться в эту тему, как учит приведённый мидраш, если только приблизит себя человек к ней, приоткрыв вход лишь на толщину волоса, — изменится в его сознании оценка и место погони за «достижениями» этого мира, и потянется он за Истиной и стремлением души своей, начнёт раскрываться в нём глубокое влечение постичь Великое Имя Творца, быть среди исполняющих Его волю и замысел. И если, действительно, пойдёт за своей душой, зовущей его и желающей ему настоящего счастья, и будет помощь Всевышнего с ним, справится и перейдёт потоки вод, заливающие весь мир, реку иллюзии власти материи и всего воинства её в этом мире. Как преодолел эту реку наш отец Авраам и перешёл на другой берег, в мир иных представлений и ценностей: истины, справедливости, смысла, цели, служения, вечности, и стал называться с тех пор иври (от слова авар, «перешёл», и это — известное нам «еврей»), приобретя это имя «перешедший» для себя и для своих потомков навеки.
3. И ещё в этом же мидраше: «Другое объяснение: почему начинается с бет? Так как у бет есть два тонких выступа, один наверху и один внизу, справа (ב). Когда спрашивают у бет: Кто создал тебя? — то показывает она выступом наверх: Тот, Кто наверху создал меня. Когда спрашивают: как Его имя? Показывает нижним выступом назад (на букву алеф (א ב), стоящую перед ней): Ашем (Сущий) Его Имя». И в комментариях приводятся несколько имён Всевышнего, начинающихся на букву алеф, а также, что алеф означает число один[11]. Что подразумевает Мидраш? — Единый Его Имя. И имеется в виду в мидраше, что числовое значение бет — два, минимальное множественное число. Потому намекает эта буква на аспект множественности, выражая суть сотворённого мира. Так как всё в нём основано на ограниченности, у любого явления — свои пределы, а за его пределами — другое явление, и так умножаются объекты. Творец же, благословен Он, над любыми границами и любым постижением[12], беспределен, Один и Единый, в истинном единстве[13], не постигаемом сотворёнными. Потому что не постигнет заключённый в границы Того, Кто вне понятия границ вовсе, и останется Он сокрыт от желающего познать Его. Но, несмотря на это, всё творение указывает, рассказывает, учит знанию о своём Создателе (ведь для того оно и создано), подобно тому, как бет показывает на алеф, как сказано в мидраше. И тот, кто станет всматриваться во множественность этого мира, в закономерность и упорядоченность его частей, связи всех его аспектов, если углубит понимание и удостоится, увидит, что скрывается внутри творения и проглядывает, как будто, из него присутствие Наблюдающего и Правящего всем, во власти Которого всё, и Он надо всем, Единый, Властелин всего. Имя которого Адо-н (א-דנ)[14], — Владыка, Царствующий и Осуществляющий провидение. Имя которого Эло-ким (אל-קים)[15], — во всецелом владении Которого все силы. Он Единый (אחד). И намекает на это буква алеф (א). И Он вкладывает смысл во всё и приводит всё существующее к его цели. По законам строгой справедливости ни одна деталь не останется неучтённой, ничто не напрасно и всё придёт к своему месту с миром.
Однако в сокрытии, царящем до «всматривания» и углубления в суть вещей, существует опасность, заставляющая содрогаться. Ведь поскольку неощутимо и сокрыто присутствие Всевышнего в принадлежащем Ему мире, может «предоставленный себе» мир (человек, который в нём, малая вселенная) отклониться от своего предназначения и цели, возомнить себя собственным господином и построить мировоззрение на основе этого отречения от своего Творца и источника, не дай Б-г. И отдано на свободный выбор самого человека, по какому из двух путей пойти. И это тоже по глубокому замыслу Испытывающего сердца.
И так говорят наши мудрецы в мидраше (там же 1,10): «Почему с бет? Так как от неё слово благословение (ברכה). А почему не с алеф? Так как от неё слово “проклинание” (ארירה)». И слово проклят (ארור) употреблено первый раз[16] в Торе (Берешит 3,14) в обращении к змею, при наказании его за искушение человека (Адама) стать господином себе, творить миры: «И будете вы как Б-г» (там же 3,5).
И потому при осознании миром себя в качестве буквы бет, во вторичности своей, в служении своему Творцу (как созданный сосуд, в мгновение сотворён, в мгновенье может исчезнуть, и такова истинная суть вещей), окажется он (человек и вместе с ним весь мир) благословен (ברוך). Но если возгордится и скажет: «Кто господин нам?», — отсечёт себя от благословения и жизни и окажется оставленным на произвол свой, не дай Б-г. И здесь находится источник трепета перед возможным наказанием (יראת העונש), и трепет этот также заповедан нам[17]. И царь Давид, мир с ним, просил (Теилим 51,13): «Не отсылай меня от Себя, и дух святости Твоей не забирай у меня».
Этот путь постижения единства Творца проложил первый из праотцев еврейского народа, Авраам, в своём стремлении найти источник всего.
Сказано в трактате Брахот (7: ): «Со дня создания мира не было человека, который назвал бы Святого, благословен Он, Владыкой, пока не пришёл Авраам». И сказано в мидраше (Берешит Раба, гл. Лех Леха): «Слушай дочь,[18] и всмотрись, и преклони ухо твоё, и забудьнарод свой и дом отца твоего (Теилим 45,11). Сказал раби Ицхак: подобно это тому, как один человек ходил от места к месту и увидел дворец, и вот он горит. Воскликнул: неужели скажешь, что у дворца этого нет хозяина? Взглянул на него хозяин дворца и сказал: я — этот хозяин. Так, поскольку праотец наш Авраам возгласил: скажешь, что этот мир без властелина?! Взглянул на него Святой, благословен Он, и сказал: Я этот Властелин мира. И возжелает Царь красоты твоей, Он Господин твой (продолжение стиха)». И в комментариях на этот мидраш: «Тот, кто увидит красивое и упорядоченное строение, дворец, поймёт и признает, что есть хозяин у этого дворца, и мудрый архитектор построил его. Но, заметив, что дворец в огне, ибо злодеи сжигают мир, подумает: может быть нет хозяина? Пока не откроется ему сам Хозяин и не скажет: Я этот Властелин дворца, и намеренно, по замыслу Моему он в горении».
И объясняют, что праотец наш Авраам смотрел на окружавший его удивительный мир, вдумывался и видел величайшую мудрость во всём и глубокую связь всех явлений. И чем больше углублялось его понимание, тем безграничней виделась эта связь. И был весь мир подобен Книге мудрости, написанной, разумеется, не самой собой, а великим и мудрым автором.
И ещё представляется, что праотец наш Авраам, увидел не только то, что мир, который перед ним, подобен красивому и упорядоченному тексту, свидетельствующему, безусловно, о своём Авторе. Но также открыл, что эту Книгу дано прочитать и понять глубокую суть, заложенную в ней. И что посредством глубокой мудрости Книги сам Автор её, Тот, Которого он ищет, обращается к нему и дарит ему откровение знания о Себе. И что предназначена эта Книга для него и для него написана, чтобы передать в ней высокую, несравнимую ни с чем, мудрость постижения самого Автора, Желающего того из приязни и благоволения к нему. И по мере того, как читал и вдумывался в эту Книгу, открывалось всё больше, что нет меры и границы мудрости её содержания, мудрости постижения Творца. И что расширяется охват этой мудрости всё больше и больше, подобно раскрывшемуся из-под земли ключу, поднимающему из глубин свои воды, поящему своей живой водой удостоившегося найти его, и разливающемуся во все пределы, так, что нет постижимой границы началу и концу его вод. И всё из единого источника, и всё объединяется в нём. Пока не открылся ему сам Творец, благословен Он, и Он — Владыка всего. «И возжелает Царь красоты твоей, Он Господин твой, и поклонись Ему».
4. В главе Ваейра (Шмот 6, 3): «И показывался Я Аврааму, Ицхаку и Яакову по Имени Б-г Всемогущий, но Именем Сущий[19] не постигался Я ими». Объясняет Рамбан: «Так как открывался (Всевышний) отцам в этом Имени (Б-г Всемогущий), означающем, что Он повелевает всеми воинствами небес, делая с ними (с праотцами) великие чудеса, которые, однако, не отменяют порядок строения мира: во время голода спасал их от смерти и в войне — от меча, давая им богатство, и славу, и все блага… Всё это — чудеса, но сокрытые. Но Именем Сущий, выражающим созидание всего существующего, не постигался Я ими, — не сотворял для них новое. Потому скажи сыновьям Израиля: Я Сущий, — сообщи им великое это Имя. Ибо раскрытием этого Имени Я совершу невиданное с ними, и узнают, что Я Сущий, Совершающий всё». И в комментарии Кли Якар: «Так как пожелал Святой, благословен Он, возвестить в мире, что Он — Сотворивший его есть из нет, ведь в то время ещё не раскрылись в мире знаки, говорящие о сотворённости мира… А это имя Сущий сообщает, что Святой, благословен Он, приводит к существованию всё, и всё существующее — от Него».
Таким образом, при выходе из Египта и, в особенности, при даровании Торы на Синае[20], рассказу о которых посвящена книга Шмот, открылся новый путь в постижении единства Всевышнего в мире, раскрылось, что Он создаёт и даёт существование всему, и это — путь раскрытия особого Его Имени.
Теперь будут понятнее слова Даат зкеним, приведённые выше. Что возместил Всевышний букве алеф ущерб при даровании Торы, начав его с алеф (слова Анохи — начало фразы «Я Сущий, твой Б-г»). И больше прояснится сама постановка вопроса: почему не начата Тора и творение мира с буквы алеф, и также, почему оспаривала она это решение (как приводилось выше). А именно: так как нет, по истине, ничего в мире, что не было бы создано во имя Славы Творца, благословен Он. Как сказано в трактате Авот (6,11): «Всё, что создал Святой, благословен Он, в Своём мире, создал лишь во имя Славы Своей, как сказано в книге Йешайа (13, 7): Всё названное Именем Моим, и во славу Мою сотворил Я, сформировал и сделал это». Но ведь для возвещения Славы Его надлежало бы, чтобы мир, принадлежащий только Ему, был целиком основан лишь на раскрытии Его, раскрытии Его единства, выражаемого буквой алеф. Он — Владыка (אדון), Он — Б-г (אל-קים), Он — Единый (אחד), Дающий существование всему, Глава (אלוף) мира, и Имя Его на всём. Всевышний же избрал скрыть Себя и начал Свой мир с бет, как будто давая первенство сотворённым. Но при даровании Торы исполнилось должное, как полагалось по истинной сути вещей, началом раскрытия Торы со слова Анохи.
И так сказано в комментарии Даат зкеним к главе Итро: «Когда открылся Святой, благословен Он, в день дарования Торы… сказал им Творец: Я Сущий, Я Единый. И раскрыл для них семь небес и показал им, что Он един во всём. Об этом сказано (Дварим 4, 35): Тебе дано было узнать, что Сущий — Он Б-г, нет кроме Него».
И в Мидраше «Буквы раби Акивы»[21]: «Когда услышала алеф, (что согласился Святой, благословен Он, создать мир на основе буквы бет), стояла и молчала. Пока не позвал её Святой, благословен Он, сказав: Алеф, алеф, почему ты молчишь? Ответила: Властелин мира, нет во мне сил стоять пред Тобой и говорить, ведь все буквы считаются большим числом, а я — малым: бет — два, гимель — три… а я — один. Ответил Святой, благословен Он: Алеф, не бойся. Ведь ты — глава всем, как царь. Ты — одна, и Я — один, и Тора — одна, и с помощью твоей Я в будущем дам её в подарок Израилю, народу моему, названному народ один, как сказано: Я Сущий, твой Б-г, который вывел тебя из земли Египта…».
Осталось прояснить следующее различие. В Даат зкеним объясняется, почему Тора начинается с бет, в мидраше же — почему мир создан буквой бет. И сказанное выше относится к строению мира, а не к языку Торы. Это проясняется в начале Мидраша Берешит Раба (которым мы занимаемся). Там сказано так: «Раби Ошайа начал (своё толкование): И была я у Него питомцем, и была увеселением день за днём (Мишлей 8,30). Питомец — мастер (омэн — уман, אומן—אמון, написание одинаковое). Говорит Тора: я была инструментом мастера у Всевышнего. Святой, благословен Он, смотрел в Тору и творил мир. И в Торе сказано: Вначале (можно перевести также посредством начала) сотворил Б-г. Что такое начало? — Тора, как сказано (Мишлей 8, 22): Я принадлежу Всевышнему, я начало Его пути». В этом мидраше проясняется, что Тора называется началом и что её посредством создан мир[22]. Так как в ней — форма, проект всего мира (источник той книги, которую читал Авраам), и она сама «инструмент» Всевышнего в создании мира, печать, которой отпечатан мир. Тогда становится понятно, что первая буква Торы, она же — первая в деянии творения, она же — начало содержания, заложенного в сотворённом мире, и всё это — одно.
Теперь наше понимание темы углубляется. Ведь известно[23], что вся Тора представляет собой записанные имена Всевышнего, более того, вся она — одно великое Его Имя. И если так, оказывается, что мир «отпечатан» с Имени самого Всевышнего, и Его Имя — форма мира. И потому, настолько удивительно то, что Имя Единого должно было раскрыться посредством основы множественности, заложенной в сотворенном мире, на что намекает, как прояснилось выше, буква бет. Однако это само — один из скрытых от нашего понимания путей Всемогущего: отпечатать форму единства на множественности, чтобы создать тем самым возможность постижения Себя для сотворённых. Когда же пришло время раскрыть в мире саму Тору в первозданном виде, без облачения в «одежды» творения (хотя и дана она в понятиях этого мира), тогда началось её откровение с буквы алеф, первой фразы, полученной на горе Синай (אנכי ה אל-קיך, Я Сущий, твой Б-г), ибо тогда Имя Самого Владыки, Дающего существование всему и Правящего всем, уже начало раскрываться в Его мире.
Теперь из изложенного становится понятно то, что сказано в книгах. С момента дарования Торы народу Израиля основным, прямым и кратчайшим путём к постижению знания о Творце и о сотворённом Им мироздании стал не путь «всматривания» в явления этого мира, каковым был путь нашего праотца Авраама, а путь изучения и исполнения Торы, источника сотворённого мира, Имени самого Творца.
5. Уже были упомянуты слова мидраша (Берешит Раба 1,10): «Почему с буквы бет? — Так как от бет слово благословение (ברכה)». Объясняют комментаторы, что бет (бейт, בית) — от слова байт (בית), дом. Так как её форма напоминает место вмещения, «намекая» на то, что этот мир — вместилище благословений, блага, даруемого свыше.
Слово же благословение (ברכה) означает отведение от источника, как отсаживание, отведение лозы виноградника, называемое авраха (הברכה)[24], или выведение вод из большого водоёма, (בריכה). И также, в другом понимании, это слово означает прибавление, умножение, наполнение.
И в этом заключается благословение, что избрал и установил Творец в качестве формы сотворённого мира — всецело зависеть только от Его воли, благословен Он. По Его воле быть созданным, лишь по Его желанию продолжать существование, являясь как будто непрерывным продлением самого этого желания. И если бы не это постоянное желание Всевышнего, мир исчез бы в одно мгновение, как будто и не был сотворён. И в этом — основа благословенности, что мир продлевает беспрерывно волю и раскрытие своего Творца, благословен Он[25], самого Сущего, как будто давая Ему прийти и раскрыться в принадлежащем Ему мире. Такова глубинная суть мира и его благословенность. И это — то благословение (ברכה), которое наполняет дом (בית), как упомянуто выше. Его желание, само Его Имя, как будто Он сам, источник жизни мира.
К другому же значению слова браха, благословение (умножение и наполненность), напомним то, что сказано о бокале (кос), на который произносится благодарение за еду, Кидуш и др.: пристало ему быть наполненным до края (и в этом знак благословения). И потому, может быть, в том, что создан мир от бет слова браха, есть намёк. Чтобы не подумал в недоумении человек: к чему столько пространства, времени, вещей, событий в мире, не имеющих, казалось бы, вовсе смысла и роли. Огромные расстояния, время без границ, которым нет наполненности, бесчисленность явлений и предметов, не охватываемая сознанием, — какая нужда в том, ведь, как будто, напрасно всё это, не дай Б-г. Чтобы не ошибся, ибо это не так! Но создан мир на основе благословения, и он как бокал, кос браха, наполненный до краёв присутствием и раскрытием Творца, в каждой детали, находящейся в мире, от самой мельчайшей точки и мгновения, ничто не оставлено и не напрасно, не дай Б-г. Ибо Святой, благословен Он, Сам, в Славе Своей, создал этот мир и благословил его. И хотя царство Его сокрыто пока от наших глаз, раскроется в скором будущем явно для всех. Как сказано (Йешайа 11, 9): «Ибо (станет) наполнена земля знанием о Всевышнем, как воды покрывают море». Да сбудется это в скором времени, в наши дни, амен.
И ещё там же, в мидраше: «Почему создан мир с бет (число два)? — Возвестить тебе, что есть два мира, мир этот и мир будущий».
***
Обобщая упомянутое выше (и источник сказанного — в словах наших мудрецов и учителей и, в частности, в Мидраше Раба):
1. Поскольку святая Тора, дарованная нам Всевышним, является раскрытием Его мудрости, которой Он хотел наделить нас, чтобы приблизить к Себе, чтобы стать достойной Дарующего её, надлежит ей быть, как и Он, совершенной. И нет в ней чего-либо, не находящегося в соответствии с глубокой мудростью и совершенством. И в этом несравненное величие Торы.
2. Все миры (как видимый нам материальный мир, так и неизмеримо «бОльшие», чем он, «духовные» миры, проникающие в него и включающие его в себя) прежде, чем были сотворены, не существовали вовсе. И было созданы с «местом», отведённым им, самим их существованием в этом «месте», с течением времени в них. Прежде того же был только Единый, благословен Он. Но и после создания миров можно уподобить их песчинке в великом океане, которому нет конца. Всё ограниченное — «ничто» в сравнении с не имеющим границ (и на это также намекает бет, закрытая и скрывающая), и лишь в Его владении и по Его воле их существование. Человеку, открывшему для себя и осознавшему это, откроются врата света.
3. Бет, числовое значение которой — два, «намекает» на аспект множественности и ограниченности, на котором основано всё созданное. Творец же Один, вне понятия границ, не дай Б-г, и потому не постижим для сотворённых. И вместе с тем, всё творение «намекает», указывает, говорит о своём Творце. Как буква бет указывает на алеф.
Тот, кто сможет глубже всмотреться в упорядоченность творения и всего, происходящего с ним, увидит намеренность этого порядка по замыслу Властелина всего, Вершащего провидение в справедливости и Приводящего всё к его цели. Этот путь постижения единства Всевышнего проложил наш первый праотец Авраам, мир с ним. И раскрылся для него этот мир, как Книга глубокой мудрости познания Творца, написанная ради того, чтобы её прочёл и понял ищущий и вдумывающийся в неё.
4. При выходе еврейского народа из Египта и даровании ему Торы раскрыл Всевышний больше из знания о Себе, дав постичь народу своему и возвестить в мире особое Его Имя, Сущий, благословен Он, Дающий существование всему, Творящий из ничего жизнь мира. И потому приход Торы в мир при даровании её — с алеф, начало раскрытия Единого, Источника всего.
Порядок творения мира и порядок его строения «отпечатаны» с Торы, плана и инструмента Творца в творении, и она сама — Его Имя. Тем самым осуществилось проявление Имени Его посредством мира. Таковы изумляющие пути Всемогущего раскрыть Имя своего Единства во множественности творения, чтобы позволить постичь Себя тем, кто ограничен.
5. Бет — благословение, браха. Ибо установлено миру быть созданным на основе благословения, то есть «продления» источника блага. Зависеть только от Всевышнего, быть беспрерывным продолжением Его воли и Его раскрытия. И в этом суть мира и благословенность его.
И также в сути мира — наполненность «до края» раскрытием своего Творца, благословен Он, в каждой детали, точке и мгновении. И станет это явным для всех в скором будущем, да будет такова Его воля!
Также говорили мы о нескольких «дорогих» заповедях: веры и знания о Творце, знания о единстве Его, об отсутствии сил помимо Него, заповеди трепета перед Ним и любви к Нему и другими. Намеревающийся исполнить их — исполнил.
[1] Толкованиях еврейских мудрецов.
[2] Составленном авторами Тосафот на Талмуд.
[3] Сказанное относится и к первому слову, и к первому предложению, и в них исполняется с ясностью: сама суть первого слова — начало, и первый стих извещает о начале и основе всего творения. Относится это и к первому отрывку (абзацу), первой главе и первой книге (из пяти книг) Торы. См. об этом в кн. Виленского Гаона «Адерет Элияу», в предисловии Рамбана на кн. Шмот.
[4] Шести дней творения мира, до субботы, и подобно этому — в любой неделе.
[5] Лунного месяца, дням, когда луна видна после обновления.
[6] В соответствии с Традицией в настоящем состоянии мир просуществует до шести тысяч лет (2010 год по грегорианскому летосчислению является 5770 по еврейскому исчислению), а затем поднимется на более высокий уровень. Однако уже задолго до этого в мире произойдут изменения, раскрывающие для всех правление Всевышнего в нём.
[7] Написание алеф и элеф одинаково: אלף.
[8] См. в комментарии Хизкуни на первый стих Торы, где подробнее говорится о намёках, связанных с четырьмя сторонами мира. См. также в комментарии Бааль а-турим: во всей Торе — нескончаемые откровения о связях её слов и «намёках» в них.
[9] В отношении идей и мировоззрений, отвергающих принцип сотворённого мира, отметим лишь два вопроса тем, кто их придерживается, не вдаваясь в детали. 1) Тем, кто верит, что суть мира материальна, а «духовная» составляющая в нём — лишь производная материи, возникшая в результате её развития, не дай Б-г. Если так, в чём смысл его существования по их мнению? Ведь имеется внутренняя убежденность у каждого «прислушивающегося» человека, знает душа его, что должна быть глубокая цель и осмысленность в этом мире, помимо только лишь продления материального существования своего, своего поколения и поколений будущих и «духовных переживаний» человека в течение жизни. И хотя может человек, занявшись достижением целей этого мира, оттолкнуть от себя потребность в ответе на этот вопрос, не умаляет это его насущности. В чём же эта цель? И если скажут, что само ощущение осмысленности — продукт эволюции и отбора, и назначение его — именно пробудить желание к жизни, ведь если не это чувство, кто станет совершать что-либо в мире? Если так, основали всё на иллюзии и самообмане. 2). Тем, кто признаёт, что, действительно, приоритет принадлежит жизни души, сокрытой внутри человека, и что её существование возможно даже без границ «материальности» (и тем самым уже ограничивает этот материальный мир внутри «духовного», хотя и сокрытого от него). Однако свяжут смысл и цель с возможным наличием «духовных» миров, существующих по естественным законам, подобно законам природы. И в этих мирах поместят смысл и цель. Однако, если так, должны ответить на вопрос: поскольку эта «духовность», безусловно, построена по законам глубокой мудрости и есть в ней глубокий порядок, так как невозможна духовность без мудрости и упорядоченности, откуда появилась мудрость в этих «духовных» мирах? Если возникла сама, нет в этом цели и смысла, как сказано выше. А если внесена извне, необходимо признать существование чего-то большего за пределами этих миров, Того, кто продумал их, основал их и упорядочил в мудрости, необходимой им. И если так, действительно, возможны смысл и цель в существовании мира и во всём, что в нём. (Если у читателя возникнут вопросы, просьба прежде вернуться к основному тексту и завершить его).
[10] Гематрия (числовое значение букв) слова שמו, «его имя», совпадает с гематрией слова רצון, «желание».
[11] Все буквы святого языка (иврита) означают определённое число: алеф — 1, бет — 2, гимель — 3 и т.д.
[12] Так как любое постижение того, кто ограничен, означает заключение в границы постигающего. Ведь знание должно охватывать постигаемый объект.
[13] Эта тема требует большого углубления.
[14] Это имя означает Властелин, Владыка.
[15] Это имя означает: Властелин всех сил.
[16] Передают от имени Виленского Гаона, что в первом появлении слова в Торе выражается его основная суть.
[17] То есть трепет человека перед наказанием с Небес, глубинная и чистая суть которого заключается в страхе быть оставленным Всевышним, источником жизни и смысла.
[18] Душа человека называется дочерью Всевышнего. И еврейский народ, начинающийся с Авраама, называется дочерью Всевышнего.
[19] Имеется в виду особое четырёхбуквенное Имя Всевышнего.
[20] См. комментарий Рамбана к гл. Итро на стих 19,20: «И спустился Всевышний на гору Синай».
[21] Приводится также в Ялкут Шимони, в начале гл. Берешит.
[22] В Мидраше Ялкут Шимони это сказано так: «И Тора сказала: Мною, началом (בי ראשית, буквы בראשית) создал…».
[23] Из книги «Зоар», и см. предисловие Рамбана к его комментарию на Тору.
[24] См. в мишне трактата Орла (1, 5).
[25] Теперь эти слова становятся более понятными.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего