Темы: Благословение на еду, Хлеб, Ман, Рав Меир Мучник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШавуа тов (хорошей недели). Я хотела бы спросить, а какую браху (благословение) говорили на ман? N.
Здравствуйте, N.!
Вопрос, который Вы задаете, обсуждался мудрецами. С одной стороны, в Торе четко сказано, что ман является «хлебом» (лэхем). Но, с другой, понятно, что в ситуации с маном неприменимо стандартное благословение на хлеб: А-Моци лэхем мин а-арец — «[Благословен Ты, Б-г…,] Выводящий хлеб из земли»: ведь ман приходил к нам с Небес, а не из земли.
Поэтому большинство мудрецов считает, что в качестве благословения использовалась одна из формулировок, отражающих небесное происхождение мана:
Либо: А-Моци лэхем мин а-шомаим — «…Низводящий хлеб с Небес» — так пишет автор «Бней-Иссахар» (раби Цви-Элимелех Шапиро из Динова, 1745-1815) от имени раби Мордехая-Азарии из Фано.
Либо: А-Нотэн лэхем мин а-шомаим — «…Дающий хлеб с Небес» — так сказано в «Сефер Хасидим».
Либо: А-Мамтир лэхем мин а-шомаим — «…Проливающий дождем хлеб с Небес» — так пишет Бен Иш Хай в своей книге «Тора ли-Шма». Он считает, что следует использовать слова, которые употреблены в самой Торе (Шмот 16:4).
Но автор «Бней-Иссахар» приводит и другое мнение, высказанное одним из участников обсуждения: на ман вообще не произносили никакого благословения.
Почему?
Потому что благословение — не просто формула, которую необходимо произнести. Это часть процесса еды — процесса, в котором есть не только физическая, но и духовная составляющая. Одна отражает другую. Физически пища вводится в организм, перерабатывается и проходит «сортировку»: часть ее отбирается как полезная и используется для строительства организма, а часть отсеивается как бесполезная, она отторгается и выводится за пределы тела.
Таково духовное состояние человека и окружающего его мира после греха Адама. В результате этого греха к изначально чистой душе человека примешались нечистота и зло. И не только к его душе: в результате греха человека аналогичному пагубному воздействию подвергся весь мир, который был создан для человека и связан с ним. В результате и человек, и его мир представляют собой смесь добра и зла, святости и нечистоты, которые теперь надо «отсортировать» и отделить друг от друга: добро, святость — оставить и усвоить, сделать частью себя, а зло и нечистоту — отторгнуть и выбросить. И еда — одна из частей этого процесса: духовное «исправление» пищи. Полезная, «святая» составляющая пищи очищается и усваивается, а нечистая — отсеивается и выбрасывается.
Но это — обычная, земная еда. Ман же был едой необычной — Небесной. «Едой, которой питаются ангелы» — а они совершенно чисты и лишены всякой примеси зла. Евреи в пустыне достигли практически того же уровня, или близкого к нему. Вот и еда у них была такая. Ман называется лэхем абирим — «хлебом доблестных». Мудрецы, объясняя слово абирим, связывают его с похожим словом эйварим — «части тела»: лэхем а-нивла бэ-эйварим — «хлеб, который полностью впитывается телом». То есть в мане не было двух упомянутых составляющих, чистой и нечистой. Он был полностью чист. Поэтому он не нуждался в «сортировке» и отторжении нечистой составляющей: он полностью использовался для строительства тела.
С одной стороны, это свидетельствует о духовной чистоте мана. Но, с другой, это означает, что, когда человек его ел, он не «запускал» процесс исправления и очищения мана. А поскольку благословение на еду является частью этого процесса, в данном случае в благословении не было смысла.
Такое мнение приводит автор «Бней-Иссахар». Другие же авторитеты, как сказано, считают, что в любом случае благословение надо было произнести, и предлагают формулировки, приведенные выше.
С уважением, Меир Мучник
Обзор по теме: Что такое маца — еврейский хлеб?.
Рав Бенцион Зильбер
Кто может мне написать молитву русскими буквами на иврите?
Рав Меир Мучник
Какого успеха помогает достичь Тора?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот, фонограмма видеоуроков»
Рав Яаков Типограф,
из цикла «Кашрут в странах СНГ»
Как соблюдать кашрут, находясь в непростых условиях бывшего СССР?
Рав Натан Агрес
Ведь буквально это переводится как «хлеб лица»?
Рав Натан Агрес
Разве не достаточно сказать «спасибо» один раз?
Рав Меир Мучник
А где же награда сынам Исраэля?
Рав Овадья Климовский
Качество мана было уже не то?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Манна Небесная
Рав Яков Шуб
Есть ли какая-то замена хлебу и маце?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Меир Мучник
Ведь и Моше сделал исцеляющее изображение змея, а умерший воскрес, прикоснувшись к костям Элиши?
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Эльяким Залкинд
Как такое возможно — еврею быть без союза с Б-гом?
Рав Меир Мучник
И если у него было более еврейское имя, почему Всевышний к нему обращается «Моше, Моше»?
Рав Нахум Шатхин
Почему Всевышний скрыл от Ифтаха закон о жертвоприношениях?
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Блудница или владелица постоялого двора?
Рав Овадья Климовский
О чём Яабец просил Того, Кому принадлежит мудрость?
Рав Реувен Куклин
Что означает слово бин?
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Яков Гельфман
Ведь это значит, что он осознавал опасность и знал, что изменение имени может помочь...
Рав Реувен Куклин
Это больше напоминает мусульманское имя…
Рав Овадья Климовский
Кто сделал больше, тот не сделал ничего?