Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Очень много думаю об отношениях с людьми. Не остается времени на отдых и саморазвитие

Темы: Общение, Психология, Исправление качеств, Рав Меир Мучник, Самосовершенствование, Отношения между людьми

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемые раввины! Я заметил, что я по жизни очень часто «гружу» себя всяческими мыслями и переживаниями. В особенности это касается отношений с людьми. Подолгу могу думать о том, что я скажу человеку при встрече, сам придумываю вопросы, которые, возможно, мне задаст мой собеседник, и ищу к ним ответы. То есть пытаюсь заранее проработать сценарий нашей с ним беседы, стараюсь всё продумать заранее до мелочей. В воображении при этом обычно рисуются конфликтные либо трудноразрешимые ситуации, представляю, что собеседник поставил меня в неловкое положение, задав каверзный вопрос, и ищу оптимальный ответ на этот вопрос. Всё это угнетает меня. Я понимаю, что так быть не должно, ведь эти мысли и переживания заполняют большую часть моего времени, так что в итоге практически не остается времени на отдых и саморазвитие. Есть ещё такой момент, что я хочу понравиться всем людям, со всеми быть в хороших отношениях. Многие скажут: это совершенно нормальное стремление! И я соглашусь, но ведь всё хорошо в меру. Я же буквально всем хочу угодить, боюсь, что если кому-то не угожу, то может начаться конфликт, исход которого неизвестен. Словом, хочу спросить мудрого совета касаемо того, как быть с излишней мнительностью и тревожностью. Быть может, вопрос мой скорее предназначен для психолога, но я считаю, что именно раввины — лучшие психологи, ведь их знания и советы основываются на Торе. P.S. Хочу поблагодарить раввинов за ответы на вопросы, мне они очень помогают разобраться во многих вещах. Я очень рад, что есть этот сайт с большим количеством интереснейшего материала. N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Описанные Вами склонности действительно нормальны и встречаются у многих. От самих этих склонностей, которые обычно естественны для человека, избавиться очень трудно, если вообще возможно. Поэтому наше дело — скорее, контролировать их: держать в определенных границах и удерживаться от крайностей. Тогда достоинства, связанные с этими чертами характера, будут проявляться больше, чем недостатки. Ибо, как Вы правильно напомнили, все хорошо в меру.

Проблема, с которой связаны обсуждаемые нами склонности, — неуверенность в себе. Если человека очень беспокоит, что подумают и скажут о нем другие, это признак того, что сам он в глубине души не уверен, достоин ли уважительного и позитивного мнения о себе. Правильно ли он действует, хороший ли он? Сам о себе он не может с уверенностью этого сказать. Поэтому ему очень важно, чтобы его оценили другие: как они скажут, так и есть. И, если не одобрят, значит, он живет неправильно! Значит он неудачник, глупец, нечестивец! Волнуясь о том, что другие могут вынести такой убийственный вердикт, человек прорабатывает в уме всевозможные опровержения, пытаясь доказать потенциальным обвинителям и судьям — а на самом деле обвинителю и судье в самом себе, самому себе — что он все-таки хороший.

Как сказано, забота о мнении окружающих, проявляемая в меру, вовсе не вредна. Если человеку совершенно все равно, что о нем думают другие, он может выкинуть что угодно. Некоторые поступки вызывают всеобщее осуждение именно потому, что они однозначно дурны и недопустимы, понимание этого заложено Б-гом у большинства людей. И это должно предотвращать большую долю проступков и грехов, на которые потенциальные нарушители не решатся. Так, Тора возлагает ответственность за грехи, подобные греху создания Золотого тельца, на весь еврейский народ, хотя на практике согрешили лишь немногие: они явно чувствовали, что общество в целом их не осудит.

Но, конечно, чрезмерное стремление угодить другим и боязнь осуждения слишком сковывает человека. В конечном счете, все люди разные и невозможно добиться всеобщего согласия во всем и всем угодить. Поэтому определенная доля необходимых действий неминуемо столкнется с непониманием, а то и осуждением других. И здесь человеку надо выработать уверенность в себе, которая позволит ему действовать вопреки этому осуждению и тратить меньше времени и нервов на убеждение других — и самого себя — в своей правоте.

Как этого добиться? Конечно, одним махом себя не изменишь. Но в целом надо стремиться к осознанию своей роли в жизни, своего предназначения. Если человек понимает, где лежит его цель, ему также легче определить путь, который должен к ней привести. Если он знает, что должен подняться вон на ту вершину, то также знает, что идти надо именно по тропе, которая, насколько видно, идет в эту гору. Тогда, даже если на его пути будет кто-то стоять и возражать, это не приведет его в замешательство. Разумеется, если он грубо оттолкнет возражающего, осыпая его бранью, то впадет уже в противоположную крайность. Как сказано, все хорошо в меру. Скорее, речь о том, чтобы вежливо, но более настойчиво проводить свою линию и не давать другим определять за себя цель, если сам четко ее видишь. Не менять направление по чужой указке, вопреки собственным представлениям.

Опять же, речь не о том, что не следует советоваться с другими. Очень даже следует. У других людей могут быть свои ценные соображения, иной, свежий взгляд на ситуацию, без них человек может ошибиться. Но, выслушав все советы, человек на каком-то этапе должен определиться и уверенно отправиться в путь, не слишком беспокоясь о том, что есть и другие мнения и пути. Не затыкать уши полностью — ибо всегда существует вероятность того, что необходимо скорректировать курс, — но и не терять из виду свой ориентир. Другие люди и их советы нужны для помощи в определении твоего ориентира, а не для того, чтобы подражать им и следовать их ориентирам. Это различие следует понимать. Бывает, что их ориентир подходит и тебе в качестве своего, но бывает, что не подходит, что у тебя иной, это важно осознать. И Б-г часто дает это интуитивное чувство.

Если речь идет не о Вашем курсе в жизни, а о Вашем характере, то здесь тоже надо четко и честно определить собственные достоинства и недостатки. Не мучиться подолгу вопросом, действительно ли есть у меня такой-то недостаток, а спокойно признать факт его существования (разумеется, продолжая стараться недостатки минимизировать и, по возможности, искоренять). И это не будет означать признание своей неполноценности — ведь никто не идеален, недостатки есть у всех, у каждого свои, и вот этот — мой. А есть у каждого и достоинства, и свои я тоже хорошо знаю, поэтому знаю, что я «нормальный». И тогда будет уже не так важно, что могут сказать другие. Если они будут указывать Вам на недостатки, о которых Вы четко знаете, что у Вас их на самом деле нет, значит, эти люди явно Вас не знают и не понимают. Ну и не важно, что они о Вас думают, они не боги. И вместо того, чтобы с жаром доказывать свою правоту, можно просто усмехнуться и махнуть рукой. А если они указывают на те недостатки, которые у Вас есть, то лучше спокойно признать: да, вы правы! У всех есть недостатки, и у меня — вот этот. Человеку кажется, что, признаваясь в этом, он «сдается», но на самом деле, наоборот, он показывает силу и обезоруживает: этим его «не возьмешь».

Наконец, есть в Вашей склонности и определенно положительный аспект. Человеку, который постоянно ведет внутреннюю дискуссию о своих действиях и направлении в жизни, гораздо легче заниматься необходимым самоанализом, узнавать себя, задумываться о своих поступках — и, в случае необходимости, исправлять их. Как раз сейчас идет месяц Элуль и наступают Дни суда, Рош а-Шана и Йом-Кипур, в которые мы должны взвесить свои поступки и раскаяться в грехах. Разумеется, это легче сделать такому человеку, как Вы, умеющему внутренне дискутировать о себе и о своем курсе. Что думают о Вас другие люди — не так важно, но что думает Б-г — как раз очень важно, Ему надо угодить. Поэтому представьте, что все потенциальные обвинения и возражения исходят от прокуроров на Его суде, и теперь проверьте, сумеете ли эффективно защитить себя перед Ним. Это, кстати, не обязательно труднее, чем убедить в своей правоте других людей: ведь люди все разные, и многие никогда Вас не поймут — но Б-г понимает абсолютно всех! Так что, если Вы действительно правы, Вам нечего бояться, Он поймет. Но надо проверить и проанализировать себя честно.

И у Вас есть все шансы успешно проделать эту работу — и в целом быть мыслящим человеком, интеллектуалом, способным анализировать все аспекты жизни, познавать себя и понимать других. Тогда как многие излишне уверенные в себе люди не только не чувствуют необходимости кому-то что-то доказывать, но и вообще не осведомлены, что могут быть разные мнения. Их внутренний мир — набор простых фактов и интуитивных чувств, и они понятия не имеют, что многое на самом деле непросто, что у других людей могут быть иные чувства. Поэтому они могут уверенно идти вперед, даже не подозревая, что наступают на чьи-то мозоли. Слону не стоит прислушиваться к лаю всех Мосек, но если он будет идти своим путем и вообще никого не замечать, то может многих растоптать и причинить немало вреда.

Так что в этом плане Ваша черта — явное преимущество, и у Вас «в руках» шанс использовать это качество во благо. Осознавать, что не все в жизни однозначно, что о многом можно и нужно дискутировать, прислушиваться к чужим советам. И в то же время определиться со своей ролью и целью, уверенно идти своим путем и не слишком беспокоиться о мнении других людей. Только всегда беспокоиться о мнении Б-га и постоянно проверять, соответствуют ли наши поступки Его желанию.

Успехов Вам!

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше