Темы: Ислам, Галут, Храм, Разрушение Храма, Стена Плача, Рав Яков Гельфман, Рим
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! Прошу вас растолковать. Почему еврейские жители обратно не построили себе Храм, именно в период с момента падения Второго Храма и до начала воздвижения мечети Купола Скалы? Причем стоит отметить, что этот период длился несколько веков. Здесь у меня как бы своеобразный исторический провал в моих исторических взглядах и недопонимание. Даже при строительстве Купола Скалы, ведь граждане Иерусалима могли бастовать и выражать волю против строительства мечети на данном месте. С другой стороны, если строили мечеть, то значит, для самих же граждан Иерусалима! Как так вышло, что граждане Иерусалима стали мусульманами???
Здравствуйте!
Как известно, почти две тысячи лет назад Храм был разрушен римскими завоевателями под руководством Тита. Еврейское население было уничтожено, продано в рабство или изгнано и рассеяно. Святой город Иерусалим через несколько лет был перепахан и на его месте построили город римского типа Элия Капитолина, остатки которого мы можем видеть по сей день неподалеку от Стены Плача. Восстание Бар-Кохбы, вспыхнувшее через какое-то время, было жестоко подавлено все теми же римлянами с огромнейшими жертвами со стороны и без того растерзанного еврейского народа. Большинство еврейского населения с тех пор и на долгие века сосредоточилось в Вавилоне, где и был составлен позже знаменитый Вавилонский Талмуд. В Земле Израиля еще оставались великие мудрецы и еврейская жизнь продолжалась около трехсот лет, но евреи постоянно подвергались всяческим гонениям и опасностям, и постепенно еврейская жизнь там пришла в полный упадок. После этого в течение многих столетий еврейское население Эрец-Исраэль было крайне малочисленным и не имело никакой силы.
В этот период стало укрепляться христианство, а за ним ислам, которые стали претендовать на Святую Землю, что привело, в свою очередь, к бесчисленным войнам между властителями разных держав. Земля Израиля не раз переходила из рук в руки, а святой город Иерусалим вновь и вновь подвергался разрушению. Понятно, что во время всех этих перипетий евреи во всех христианских и мусульманских странах были притесняемым меньшинством, а в Земле Израиля они находились «между молотом и наковальней», и ни о каком Храме не могло быть и речи. Как говорится, не до жиру, быть бы живу. В период правления мусульман на Храмовой Горе была построена мечеть Аль Акса (см. ниже).
С 1516 по 1917 год Эрец-Исраэль находилась под властью Османской империи. В это время евреи жили здесь относительно спокойно и еврейское население немного увеличилось. И вот тут, на заре правления турок, происходит удивительная история, связанная с Храмом и с (не следует смешивать) Куполом Скалы. Мне трудно сказать, насколько все детали этой истории достоверны, поэтому пересказываю, как читал сам. Как говорится, за что купил, за то и продаю.
Один турецкий султан, благоволивший к евреям, заметил, что какие-то жители Иерусалима постоянно приходят и выбрасывают мусор напротив его резиденции, портя ему вид из окна. Послав слуг выяснить, в чем дело, он узнал, что это духовные наследники римлян, разрушивших Храм, забрасывают мусором его развалины. Султан решил разгрести гору мусора, и его глазам открылась знаменитая западная стена Храма, Стена Плача во всем своем величии. Та самая Стена, о которой поклялся Владыка миров, что она никогда не будет разрушена. Султан решил больше разузнать о Храме, который стоял на этом месте, и, впечатленный услышанным решил… построить Храм. Для этого он позвал несколько раввинов и предложил им свое содействие в деле строительства. Раввины попросили время на размышление и, посоветовавшись, решили отказаться. Они опасались, что, поскольку евреи не имеют настоящей независимости, султан будет вмешиваться в храмовую службу, считая себя выше авторитетов Торы. И даже если этот султан — достойнейший правитель, нельзя полагаться на тех, кто придет после него. Султан, несколько разочарованный, решил всё же претворить свою мечту в жизнь и построил на месте Храма всем известную мечеть с золотым куполом.
А мы продолжаем ждать прихода Машиаха, когда весь еврейский народ соберется в Земле Израиля и будет построен Третий Храм, да произойдет это в наши дни!
С уважением, Яаков Гельфман
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Журнал «Мишпаха»
Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма. По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача... Западная Стена Храма — Котель Маарави. Обычаи, факты и даты.
Рав Захария Матитьяу
Рав Арье Кацин
Рав Ашер Кушнир
За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Рав Берл Набутовский
Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.
Рав Реувен Куклин
Сама стена как таковая не является святыней…
Толдот Йешурун
В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре
Рав Яков Шуб
Что вообще отмечается 25 декабря?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Яков Гельфман
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.