Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Когда праведник прилагает все свои душевные и физические силы, чтобы избежать зла и выбрать добро, он своими руками создает себе удел в грядущем мире.»Виленский Гаон. Комментарии на свиток Эстер
После разрушения Храма Вавилония надолго стала одним из центров еврейской жизни.

Вечный источник

После разрушения Первого Храма Вавилония надолго стала одним из центров еврейской жизни. Даже после возвращения в Цион Зерубавеля и возрождения еврейской общины в Эрец Исраэль благодаря усилиям Эзры и Нехемии Вавилония не потеряла своего значения в истории нашего народа.

Парфяне, бывшие на протяжении сотен лет соперниками Рима в борьбе за мировое господство, предоставили евреям Вавилонии полное самоуправление. Общину возглавлял рейш галута (глава изгнания) из рода царя Давида. Греческая культура не оказала на общину никакого влияния. И даже в те периоды, когда в Иудее Тора была почти забыта из-за войн и невыносимых условий существования, мудрецы Вавилонии и их ученики продолжали изучать ее без каких бы то ни было препятствий. Начиная с эпохи Эзры, почти полтора тысячелетия свет Торы из Вавилона оживлял еврейские общины всего мира.

Парфянские цари знали, что вавилонские евреи ненавидят римлян, жестоко угнетающих их братьев в Иудее. Поэтому поддержка еврейских общин в самой Парфии и за ее пределами совпадала с их политическими интересами. Когда парфяне вторглись в Сирию, они возвели на престол Иудеи Антигона из рода Хашмонеев. Со времени царствования Ирода и до разрушения страны земля парфян превратилась в убежище для преследуемых в своей стране евреев.

Еврейским центром в Вавилонии стал город Неардея. Большая община была также в северном городе Нецивин. Именно в Нецивин стекались пожертвования вавилонских евреев на Иерусалимский Храм. Отсюда огромные суммы под усиленной охраной ежегодно отправлялись в Эрец Исраэль.

Хасинай и Ханилай

Примерно в 3800 (40) году на юге Вавилонии, два молодых еврея, братья Хасинай и Ханилай выступили против парфянского наместника. Парфянский царь, подозревавший наместника в неверности, сместил его и назначил Хасиная и Ханилая правителями Суры и окрестностей. Более пятнадцати лет благородные братья правили вместе, пока Ханилай не женился на чужестранке-идолопоклоннице. Когда Хасинай потребовал, чтобы брат развелся с ней, злодейка отравила своего деверя, и Ханилай остался единоличным правителем. Во время сражения с парфянским наместником его войско было разгромлено, и вскоре после этого он был убит.

Местные жители начали нападать на лишившихся защиты евреев, и те были вынуждены бежать в Селевкию. Через несколько лет в Селевкии вспыхнула старая вражда между греко-сирийцами и евреями, в результате чего погибли тысячи евреев. Оставшиеся в живых снова бежали в Нецивин и Неардею. С течением времени часть евреев вернулась в Суру.

Адиабена

Несмотря на преследования, в Вавилонии среди иноверцев существовала определенная тенденция к сближению с евреями. Одним из удивительных явлений того времени был переход в иудаизм членов царской династии небольшого государства Адиабены в Месопотамии.

Царь Монбаз и его супруга Елена отправили своего сына Изата на воспитание ко двору одного из наместников. Там Изат тайно перешел в иудаизм и увлек за собой царицу-мать. После смерти Монбаза Изат стал царем Адиабены. Он во всеуслышание объявил о своем гиюре, и по его пути пошли остальные члены царской семьи. Изат правил двадцать четыре года, после него на трон взошел его брат Монбаз.

Царица Елена много лет прожила в Иерусалиме. В голодные годы она пожертвовала значительную сумму денег, чтобы помочь беднякам Иудеи. Царская семья сделала богатые подношения Храму. Когда царица Елена умерла, Монбаз перевез ее останки в Иерусалим и похоронил в мавзолее, построенном еще при ее жизни. Остатки захоронений царской династии Адиабены известны и по сей день под названием «царские гробницы».

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Хотя Лаван был братом праведницы Ривки и отцом праведных праматерей Леи и Рахель, сам он считается в Торе одним из самых закоренелых злодеев и обманщиков. Пребывание Яакова в доме Лавана сравнивается с египетским изгнанием евреев. Читать дальше