Из цикла «История еврейского народа», темы: Гер, Рав Моше Ойербах, Вавилон, История еврейского народа, Диаспора
После разрушения Первого Храма Вавилония надолго стала одним из центров еврейской жизни. Даже после возвращения в Цион Зерубавеля и возрождения еврейской общины в Эрец Исраэль благодаря усилиям Эзры и Нехемии Вавилония не потеряла своего значения в истории нашего народа.
Парфяне, бывшие на протяжении сотен лет соперниками Рима в борьбе за мировое господство, предоставили евреям Вавилонии полное самоуправление. Общину возглавлял рейш галута (глава изгнания) из рода царя Давида. Греческая культура не оказала на общину никакого влияния. И даже в те периоды, когда в Иудее Тора была почти забыта из-за войн и невыносимых условий существования, мудрецы Вавилонии и их ученики продолжали изучать ее без каких бы то ни было препятствий. Начиная с эпохи Эзры, почти полтора тысячелетия свет Торы из Вавилона оживлял еврейские общины всего мира.
Парфянские цари знали, что вавилонские евреи ненавидят римлян, жестоко угнетающих их братьев в Иудее. Поэтому поддержка еврейских общин в самой Парфии и за ее пределами совпадала с их политическими интересами. Когда парфяне вторглись в Сирию, они возвели на престол Иудеи Антигона из рода Хашмонеев. Со времени царствования Ирода и до разрушения страны земля парфян превратилась в убежище для преследуемых в своей стране евреев.
Еврейским центром в Вавилонии стал город Неардея. Большая община была также в северном городе Нецивин. Именно в Нецивин стекались пожертвования вавилонских евреев на Иерусалимский Храм. Отсюда огромные суммы под усиленной охраной ежегодно отправлялись в Эрец Исраэль.
Примерно в 3800 (40) году на юге Вавилонии, два молодых еврея, братья Хасинай и Ханилай выступили против парфянского наместника. Парфянский царь, подозревавший наместника в неверности, сместил его и назначил Хасиная и Ханилая правителями Суры и окрестностей. Более пятнадцати лет благородные братья правили вместе, пока Ханилай не женился на чужестранке-идолопоклоннице. Когда Хасинай потребовал, чтобы брат развелся с ней, злодейка отравила своего деверя, и Ханилай остался единоличным правителем. Во время сражения с парфянским наместником его войско было разгромлено, и вскоре после этого он был убит.
Местные жители начали нападать на лишившихся защиты евреев, и те были вынуждены бежать в Селевкию. Через несколько лет в Селевкии вспыхнула старая вражда между греко-сирийцами и евреями, в результате чего погибли тысячи евреев. Оставшиеся в живых снова бежали в Нецивин и Неардею. С течением времени часть евреев вернулась в Суру.
Несмотря на преследования, в Вавилонии среди иноверцев существовала определенная тенденция к сближению с евреями. Одним из удивительных явлений того времени был переход в иудаизм членов царской династии небольшого государства Адиабены в Месопотамии.
Царь Монбаз и его супруга Елена отправили своего сына Изата на воспитание ко двору одного из наместников. Там Изат тайно перешел в иудаизм и увлек за собой царицу-мать. После смерти Монбаза Изат стал царем Адиабены. Он во всеуслышание объявил о своем гиюре, и по его пути пошли остальные члены царской семьи. Изат правил двадцать четыре года, после него на трон взошел его брат Монбаз.
Царица Елена много лет прожила в Иерусалиме. В голодные годы она пожертвовала значительную сумму денег, чтобы помочь беднякам Иудеи. Царская семья сделала богатые подношения Храму. Когда царица Елена умерла, Монбаз перевез ее останки в Иерусалим и похоронил в мавзолее, построенном еще при ее жизни. Остатки захоронений царской династии Адиабены известны и по сей день под названием «царские гробницы».
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.