Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Так будет испытан богач при помощи богатства его: ожесточится ли он на ближнего, который нуждается в нем, или пожалеет его? И так будет испытан бедняк: сумеет ли довольствоваться малым или нет?»Рамхаль, Дерех Ашем, глава 8

Может ли душа человека после его смерти перевоплотиться в камень, растение, животное?

Темы: Исправление, Душа, Каббала, Переселение душ, Эльяким Залкинд

Отложить Отложено

Объясните, пожалуйста, может ли после смерти человека его душа перевоплотиться в камень, растение, животное? Что об этом говорит Каббала? Спасибо за ответы.

Отвечает рав Эльяким Залкинд

Здравствуйте!

Приведем слова Раби Моше-Хаима Луцатто (Рамхаля) в его книге Маамар а-Хохма («Речение мудрости»). Кратко раскрыв суть повторных перевоплощений человеческой души (их цель — завершить исправление всех частей души), Рамхаль добавляет: «Однако помимо всего этого есть другой вид перевоплощения, и это — воплощение не в человека, а в животное, или в растение, или в неодушевленный предмет (домэм). И его суть — не такая, как упомянуто выше. Ведь там (при воплощении в человека) перерождающаяся душа становится для (нового) тела по-настоящему его душой. А душа, перевоплощенная, скажем, в животное — не станет его душой потому, что кроме нее есть у того своя животная душа, — но будет находиться там как в тюрьме, и станет для нее нахождение в этом месте большим страданием. До такой степени, что это искупит ее грех. Ведь суть животного совершенно противоположна сути разумной и высокой души, и окажется ее бедствие там очень велико, поскольку будет вынуждена находиться в месте, абсолютно противоположном ее природе. И так же воплощение в растении или неодушевленном предмете и тому подобном: воплощенная душа не будет их собственной душой и не будет связана с этим телом, как бывает связана, когда воплощается в человека. Но будет пребывать там как в некоем выделенном месте, только это место — такое, которое не подобает ей, и она страдает в нем, и ее грех смывается таким образом».

Рав Моше Кордоверо (Рамак) в книге Шиур Кома объясняет: если человек умышленно нарушал определенные запреты, он может возродиться, к примеру, в теле животного, и то, что он так усердно разрешал себе, — будет теперь ему на самом деле разрешено. И завершает: «И потому раскаяние исправит любой порок, и человек избавится от необходимости таких перевоплощений. Потому, что раскаяние и (сопровождающие его) изменение места, изменение поступков и имени — подобны перевоплощению, в котором происходят все эти три вещи… Потому следует человеку прийти к раскаянию и изменить себя, выйдя тем самым из своего прошлого “места”, приняв “страдания” — принижение и скромность, изменив поступки. До сих пор он гневил Всевышнего, а теперь радует Его правильными действиями, заповедями, молитвой… Изменение имени: прежде — гордец, теперь — скромный; прежде — гневящий, злоумышляющий, нарушающий, оскверняющий, теперь — радующий, праведный, служащий, освящающий. Так он изменяет дурное имя (название) на доброе. И для всего этого не требуется перевоплощения, и это — намного лучше перевоплощения. Ведь перерождается душа, но не тело, а так он исправит и тело, и душу… Таковы замыслы (Всевышнего), чтобы не был отторгнут ни один человек».

С уважением, Эльяким Залкинд

Читайте также:
Тема Переселение душ — Реинкарнация, Гилгуль
Тема Что такое душа?

Материалы по теме


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше