Темы: Цдака, Почитание родителей, Маасер, Рав Лейб Нахман Злотник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день! Вопрос: можно ли давать цдаку родителям? Суть вопроса: у моих родителей сейчас тяжелое финансовое положение, дела в небольшом папином бизнесе пошли на спад и теперь могут прийти даже приставы. Вдобавок он попал в жуткую аварию, в которой, благодаря Б-гу, чудом остался жив. У меня финансовые дела, наоборот, начинают улучшаться. И я подумал, что если смогу отдавать ещё 10%, которые предназначены для цдаки, своим родителям, то помогу им быстрее справиться с материальными трудностями вдобавок к той помощи, которую я отказываю. Спасибо!
P.S.: И, если вас не затруднит, то можете раскрыть суть десятины? Как её отдавать от доходов? Нужно ли её отсчитывать от общей суммы дохода или только от того, что уже остается (то есть после оплаты всех налогов). Ещё раз спасибо! Н.
Здравствуйте!
Если материальное положение родителей настолько тяжело, что по Закону они имеют право на получение цдаки и денежной десятины, а у детей есть возможность их содержать или помогать им материально только за счёт денег цдаки и маасэра (денежной десятины), то детям не просто разрешено это делать — они ОБЯЗАНЫ это делать. Причём в таком случае у родителей — первенствующее право на получение цдаки и десятины. И, хотя обычно прежде всего следует давать цдаку и десятину нуждающимся, которые изучают Тору, в данном случае дело обстоит иначе: даже если отец не занимается Торой, родителям надо помогать в первую очередь.
Если материальное положение детей позволяет содержать родителей, не трогая денег цдаки и маасэра, им следует содержать их на свободные деньги, а цдаку и маасэр отдавать другим неимущим людям (преимущественно — посвящающим всё своё время изучению Торы). Великие раввины современности, рав Ш.-З. Ойербах и рав Й.-Ш. Элияшив считали, что в тех случаях, когда человеку разрешено содержать родителей на деньги цдаки и маасэра, ему всё же следует хотя бы небольшую часть этих пожертвований передавать другим неимущим.
Какова награда за то, что человек поддерживает родителей, пусть даже за счёт денег цдаки и десятины? Долголетие! (Матэ Мошэ, Хатам Софэр и другие). Чтобы не ставить родителей в неудобное положение, не заставлять их стыдиться и краснеть, не следует говорить другим людям, что дети оказывают им материальную помощь, тем более не следует сообщать, что они делают это за счёт денег цдаки и маасэра. Об этом не говорят и при самих родителях, хоть те об этом «сами знают».
Теперь перейдём к ответу на вопрос о денежной десятине. Подчеркну: сведения, предлагаемые Вам, весьма поверхностны, в законах маасэр ксафим (денежной десятины) — великое множество частностей и нюансов.
По вопросу о статусе обязанности отделять денежную десятину мнения галахистов разделились. Некоторые считают, что это заповедь из Торы, другие — что это постановление мудрецов. Третьи полагают, что как таковой обязанности отделять денежную десятину не существует — ни по Торе, не по постановлению мудрецов; по их мнению, отделение десятины — добрый обычай, принятый милосердным еврейским народом. Закон установлен согласно последнему мнению, т.е. отделение денежной десятины — не обязанность, а обычай. Тем не менее, благословение за исполнение этого обычая человек получает напрямую от Всевышнего.
В трактате Таанит (9а) приводится высказывание раби Йоханана о том, почему в повелении отделять десятину — асэр тэасэр (Дварим 14, 22) — глагол удваивается («отделяя, отделяй»): это намёк на то, что отделяющий десятину обязательно разбогатеет. То есть асэр тэасэр следует понимать как асэр таашер — асэр бишвиль ше-титашэр: «Отделяй десятину для того, чтобы разбогатеть».
И в Талмуде сказано, что отделение десятины является единственным действием, с помощью которого разрешено «испытывать» Творца — проверять, даст ли Он богатство за то, что человек отделяет маасэр. В книге Кетэр Рош приводятся слова Виленского Гаона: тот, кто отделяет неимущим десятую часть денежных доходов, избежит убытков, а тот, кто всегда отделяет пятую часть — обязательно разбогатеет.
В выполнении заповеди о цдаке есть несколько уровней. Согласно некоторым мнениям (в том числе, Виленского Гаона), изначально следует отделять пятую часть доходов, а средний уровень — отделять десятую часть доходов. Третий, минимальный уровень — давать в год сумму, равную стоимости десяти граммов серебра по курсу серебра на международной бирже. Сейчас это немногим больше полутора долларов. Наиболее благочестивые «устрожают», определяя минимальный уровень цдаки как пятьдесят долларов в год.
Есть и верхняя граница в исполнения заповеди о цдаке и маасэре, то есть доля, больше которой запрещено жертвовать. Смысл такого ограничения — не позволить человеку обеднеть самому, чтобы он не был вынужден жить на пожертвования.
От каких денег следует отделять маасэр? Вначале — от всего своего имущества, а затем от доходов. Чтобы отделять десятину как положено, следует вести записи. В одной колонке записывают доход за день, неделю, месяц или год. Во второй — расходы на то, что необходимо для заработка: материалы, дорога, няня для детей и прочее, на что человек не тратил бы денег, если бы не занимался бизнесом, не ходил бы на работу и так далее. От оставшийся суммы отделяют — либо в тот же день, либо в конце недели, либо в конце месяца, самое позднее — в конце еврейского года — десятую или пятую часть и передают её неимущим. Минимальную сумму на цдаку — немногим более полутора долларов или около пятидесяти долларов — отделяют в любом случае, даже те, у кого нет доходов вообще, и даже те, кто сам нуждается. Десятину отделяют от государственных дотаций, от подарков, от находок и прочего. Но именно денежных. Человек, который получил в подарок, в качестве премии или нашёл (в случае, когда по закону он может оставить находку себе) некий предмет, не обязан производить оценку его стоимости и отделять сумму, равную десятой или пятой части этой стоимости в пользу нуждающихся.
И если человек получил какую-то сумму денег с условием потратить её только на определённые цели, если исполняет условие и тратит её, как указано, не должен отделять от неё десятину. Также от разного рода скидок, погашения долгов и прочих «прибылей» такого рода нет обязанности отделять маасэр.
Как мы помним, эта сфера регулируется множеством законов, которым следовало бы посвятить большую статью. Но, надеюсь, в рамках короткого ответа удалось немного осветить некоторые основные принципы обычая отделения десятины.
С уважением, Лейб-Нахман Злотник
Рав Бенцион Зильбер
Правда, что во времена Храма было три десятины?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
При появления отца или матери дети должны встать
Рав Реувен Пятигорский
Какой смысл, согласно Торе, в богатстве?
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Отделение десятины от дохода — Маасер ксафим»
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Дерех эрец»
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»
Рав Цви Патлас
Мудрецы назвали три главных качества еврейского народа: «байшаним, рахманим вэгомлей хасадим», то есть «скромные, милосердные и делящиеся всем, что имеют, безвозмездно».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Помощь нуждающимся
Рав Лейб-Нахман Злотник
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Отделение десятины от дохода — Маасер ксафим»
Рав Шрага Симмонс
Отец Авраама был, по сути, злодей. И все же почитание отца было для Авраама первоочередным делом — даже по сравнению со служением Всевышнему.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его