Темы: Песах, Праздники, Хамец, Рав Мендель Агранович, Сефарды
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныСкажите, как относиться к празднику Мимуна? Принимать ли приглашение, и как вообще себя с ним вести? Спасибо за ответ. Хаим
Миму́нa — традиционный праздник евреев из Марокко, который принял весь еврейский народ, в основном, сефардские и восточные общины. Отмечается после окончания последнего дня Песаха. Мимуна выражает радость оттого, что нам снова разрешено есть хамец (продукты, изготовленные путем заквашивания, запрещенные к употреблению в Песах). Никаких галахических источников для этого праздника нет. Но, с другой стороны, не вижу в нем ничего плохого.
По одной из версий, название праздника связано с именем Маймона бен-Йосефа, отца Рамбама (Маймонида), а сам праздник связан с годовщиной его смерти. По другим версиям, слово мимуна родственно арабскому слову маймун («счастливый») или ивритскому эмуна («вера»).
Несмотря на отсутствие галахических источников, за этим праздником стоит важная идея. Ведь в Талмуде сказано (трактат Рош а-Шана), что полное избавление, как и избавление из египетского рабства, произойдет в месяце Нисан — месяце, когда мы празднуем Песах. Праздник Мимуна и радость как раз и демонстрируют нашу веру в то, что это осуществится. Хотя Песах уже прошел, а избавление не пришло, мы все равно верим в него!
Есть еще один смысл этого праздника. У разных людей существует много различных пасхальных обычаев — как избежать попадания квасного в пищу. Поэтому многие не едят нигде, кроме собственного дома. Там они могут быть уверены, что проблем с хамецом не будет, т.к. сами проверили и откошеровали все к празднику. Но после Песаха все хотят показать друг другу, что это вынужденное отчуждение — не признак нелюбви или пренебрежения, а лишь осторожность, выражение стремления соблюсти строгий запрет Торы. Именно поэтому принято держать двери открытыми, приглашая всех соседей и друзей, которые желают этого, зайти.
В Израиле Мимуна стала популярным ежегодным праздником, когда принято устраивать вечеринки, пикники и барбекю. Первоначально Мимуну отмечали только в семьях репатриантов из Марокко, однако уже лет сорок назад она стала общенациональным праздником и была перенята другими общинами, прежде всего, восточными.
Празднование начинается сразу после окончания Песаха — накрывают стол, на который ставят традиционные сладости, мед, пирожные, а также предметы, символизирующие удачу и плодородие, например, сосуд с живой рыбой. Символом является и число «5» — например, ставят пять золотых украшений. Одно из блюд, которые принято есть в этот праздник, — сладкая лепешка (мофлетта).
Принято приглашать в гости представителей других общин.
За пределами Израиля праздник отмечают в общинах марокканских евреев, например, в Париже и Амстердаме.
И поэтому мне думается — почему бы и не принять приглашение?
Но не только Вам этот праздник неизвестен, даже Давид Бен-Гурион в 1971 году интересовался, в чем смысл этого праздника, и получил ответ от Шауля Бен-Симона главного популяризатора Мимуны в Стране.
С уважением, Мендель Агранович
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Фараон не хотел отпускать еврейский народ. Он не признавал власть Творца. И тогда последовала череда казней египетских, а за ними — чудесный Исход. Краткая история праздника.
Рав Мендель Агранович
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Для нужд праздника можно варить и печь
Рав Александр Красильщиков
Несущественное отличие?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Чем праздник (йом тов) отличается от субботы?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
Рамбан и рабейну Йона вдохнули новую жизнь в старую сефардскую традицию. Связующим звеном между Францией и Испанией был Прованс. И Рамбан, и рабейну Йона учились у прованских мудрецов, которые находились как бы на стыке двух миров, двух подходов к Талмуду - мира сефардского и ашкеназского.
Неизвестный автор
Почему сначала едят мацу, символ свободы, и лишь затем марор — символ рабства?
Рав Хаим Суницкий
Ципора Харитан,
из цикла «Женщина в еврейском доме»
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Мендель Агранович
Рав Яков Шуб
Можно после праздничной молитвы приготовить обед?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его