Темы: Тора и бизнес, Проценты, Лейб Нахман Злотник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныМы с женой заказали в магазине, работающим от фирмы по изготовлению мебели, диван. Работник, принимавший заказ, сообщил нам, что цена дивана 3200 шекелей и готов он будет через три недели. Когда мы предложили заплатить сразу 2000 шекелей, а остальное при получении заказа, работник сказал нам, что поскольку мы платим большую сумму заранее, магазин (или фирма) готовы сделать нам скидку, и когда мы будем рассчитываться во время получения готового дивана, нам нужно будет заплатить не 1200 шекелей, а только 1050. Мы хотели выяснить, нет ли в таком случае проблемы с рибитом — дачей или получением ссуды с процентами. Уточним, что живём в Израиле, хозяева фирмы — евреи, а работник, с которым мы заключали договор — не еврей.
С уважением, Б. и О. Фридманы, Хадера.
Поскольку хозяин фирмы еврей, несмотря на то, что работник принимающий заказы не еврей, в вашем случае происходит нарушение, связанное с дачей ссуды под проценты. Объясним. «Шулхан Арух» (раздел «Йорэ Дэа», глава 173-ая, пункт 7-ой) приводит запрет упредить оплату товара с условием, что за это продавец снизит цену. Запрет этот распространяется на случаи, когда продавец ко времени оплаты ещё не располагает товаром. В случае если товар в готовом виде находится у продавца, при оплате происходит приобретение, а не дача денег в займы и продавец имеет полное право сделать скидку, а покупатель — этим воспользоваться. Но только при условии, что не будет оговорено, что покупатель заплатил раньше установленного срока. В описанной вами ситуации было явно подчёркнуто, что снижение цены связано с преждевременной оплатой, поэтому это запрещено.
Что можно было бы посоветовать в такой ситуации? Чтобы покупатель заплатил 2000 шекелей за материалы, которые находятся уже на фабрике, и с этого часа покупатель будет нести полную ответственность за эти материалы и готов потерять их даже в случае форс-мажора. Оставшиеся 1050 шекелей он заплатит за работу по сборке дивана при получении готового товара. В этом случае речь не идёт о ссуде: первый взнос был сделан в качестве приобретения материалов и не было преждевременной выплаты, а второй взнос является платой за работу при получении заказа, что также происходит не раньше установленного срока. Вся сделка расценивается как покупка со своевременной выплатой, и нет ссуды в форме упреждения платы, за которую заимодатель получит 150 шекелей, а значит и не может идти речь о займе под проценты.
Возможно, что в случае если бы речь шла о товаре с определённой ценой и скидка в 150 шекелей явно бы показывала, что за этим что-то кроется, было бы запрещено прибегнуть к вышеприведённому варианту сделки. Однако, конкретно в случае с диваном, который делают на заказ, когда и многие факторы могут влиять на стоимость готового предмета и нет чётко определённой цены, скидка не должна вызвать удивления, и приведённый выше вариант сделки разрешён.
Однако на практике осуществить приведённый выше совет достаточно непросто. Поэтому можно предложить другой вариант. Сказать продавцу, что Вы должны подумать и уйти. Затем войти, пусть даже очень быстро, и сказать, что Вы подумали и согласны приобрести диван по цене 3050 шекелей и готовы заплатить сразу 2000 шекелей. В этом случае Вы устанавливаете сделку таким образом, что есть только одна цена (более низкая) и Вы платите потому, что вещь столько стоит, но не потому, что Вы опережаете выплату.
Заметим, что, если бы работник, принимая заказ, не объяснил бы вообще, что существует две цены в зависимости от срока оплаты, в любом случае не было бы запрета. И даже если бы после завершения всей оплаты вы бы узнали от него или от кого-либо другого, что получили скидку за то, что заплатили заранее.
Спасибо за вопрос. Удачных (и кошерных) Вам покупок!
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Предприниматель не должен утаивать правду от клиента. Например, перемешивать качественные и некачественные товары, выставлять напоказ высококачественную продукцию и утаивать низкокачественную или перепродавать другим вещи, возвращенные из-за дефектов.
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Тора и Бизнес, книга рава Шауля Вагшала»
Обязанность давать в долг не является универсальной. Если заимодавец уверен, что вторая сторона не вернет одолженные деньги, он не обязан рисковать своим имуществом. Тем не менее, еврей обязан помочь малоимущему и попавшему в тяжелую ситуацию человеку.
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Шауль Вагшал
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Ваикра»
Рав Моше Гекрайтер
Рав Яков Шуб
Давать деньги взаймы — обязанность?!
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Нельзя игнорировать нужды отстающих учеников. Примеры из жизни великих раввинов.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?