Темы: Тфилин, Благословения, Лейб Нахман Злотник
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДело в том, что я приобрёл новые тфилин и не знаю, надо ли на них произносить благословение Ше-Эхейану, подобно тому, как это делают в случае, когда впервые в новом сезоне едят плод или когда приобретают новый костюм? С уважением, Давид Козакевич, йешива «Толдот Йешурун», Иерусалим.
Разделим Ваш вопрос, нужно ли произносить благословение Ше-Эхейану — «Благословен Ты Г-сподь Б-г наш, Царь вселенной, который даровал нам жизнь, и поддерживал её в нас, и дал нам дожить до времени этого» на тфилин на пять более частных тем:
а) каков закон в ситуации, когда человек приобрёл новые тфилин;
б) каков закон в ситуации, когда человек получил в подарок новые тфилин;
в) каков закон в ситуации, когда человек сделал сам себе новые тфилин;
г) имеет ли значение, использовал ли этот человек тфилин до того, как приобрёл, получил в подарок или изготовил, или же он накладывает тфилин впервые;
д) если мы придём к выводу, что благословение надо произнести, то когда именно следует это сделать?
В Тосэфте (трактат Брахот, глава 6-ая, закон 15-ый) сказано: «Тот, кто делает для себя лулав, цицит или тфилин, произносит Ше-Эхейану». Рамбам в книге Йад а-Хазака (или Мишнэ Тора, глава 11-ая в «Законах благословений», закон 9-ый), а также в сборнике вопросов и ответов Пеэр а-Дор (глава 49-ая или 141-ая, в зависимости от издания) говорит о трёх случаях, связанных с исполнением заповедей, когда произносят благословление Ше-Эхейану. 1). На заповеди, которые выполняют в определённое время года. Например, строительство сукки, трубление в шофар и другие. 2). На специальные предметы, с помощью которых исполняют заповеди, как, например, цицит и тфилин. 3). На заповеди, которые исполняют достаточно редко, хотя они и не связаны с конкретным временем года, например, обрезание или выкуп первенца. Особенность такого рода заповедей в том, что они связаны с событиями, которые случаются нечасто. Один из основных комментаторов Рамбама, автор Кесэф Мишнэ отмечает, что эти слова Рамбама основаны на Тосэфте, которую мы процитировали выше.
Авторы Тосафот (Менахот, 42б), а также автор Нимукэй Йосэф (в «Законах о цицит») — великие комментаторы Талмуда, мнение которых учитывается при выведении законов, — цитируют эту Тосэфту.
Другой авторитет поколения ришоним (ранних комментаторов), Радбаз (часть 8-ая, глава 5-ая), пишет: «Следует произносить Ше-Эхейану, даже если у человека уже были тфилин до того, как он сделал себе новые, так как эти тфилин приносят ему радость, являются новоприобретённым предметом и, в некоторой мере, одеждой». Похоже, что Радбаз сделал этот вывод на основании слов Рамбама о том, что на новоприобретённые специальные предметы, с помощью которых выполняют заповеди, произносят Ше-Эхейану. Ибо радость от такого приобретения не меньше, чем от покупки значимых бытовых товаров (одежды, мебели и им подобным), на которые тоже произносят Ше-Эхейану.
Другой видный авторитет Торы поколения ришоним, А-Рамах, пишет, что не принято произносить Ше-Эхейану на изготовление шофара или написание свитков. Почему же на подготовку лулава и строительство сукки это благословение произносят? А-Рамах объясняет это различие так. Человек получает наслаждение от аромата, свежести лулава или нахождения в сукке. Когда от выполнения заповеди человек получает помимо духовного наслаждения и материальное удовольствие, он произносит Ше-Эхейану, а если материального удовольствия исполнение этой заповеди не приносит, то не произносит. В соответствии с этим объяснением ни на тфилин, ни на цицитШе-Эхейану не произносят.
Тосафот (Сукка, 46а) и Коль Бо (глава 72-ая, от имени Раавада) считают так же, как А-Рамах. И так приводит Бейт Йосеф от имени Маари Абуава в комментарии на «Арбаа Турим», раздел Орах Хаим, пункт 22-ой): «Произносят благословение, только когда привязывают нити цицит к новой одежде, поскольку испытывают радость от обновки, а не из-за исполнения заповеди. Тфилин же одеждой не считаются (здесь Маари Абуав спорит с мнением Радбаза, приведённым выше). И поскольку заповедь о тфилин не является заповедью, которую совершают в определённое время года, Ше-Эхейану на них не говорят».
Бах (другой выдающийся комментатор «Арбаа Турим») не согласен с Бейт Йосефом. Он говорит, что благословение Ше-Эхейану, о котором пишет «Арбаа Турим», относится именно к завязыванию нитей цицит, а не к покупке новой одежды. А на тфилин согласно «Арбаа Турим», не произносят Ше-Эхейану из-за того, что для исполнения заповеди тфилин тело должно быть абсолютно чистым, и, поскольку это является очень строгим требованием, человек исполняет эту заповедь больше в трепете, нежели в радости.
Турэй Заав, комментатор «Шулхан Аруха», также не согласен с Бейт Йосефом. Он полагает, что автор «Арбаа Турим» привёл закон о цицит и из этого закона все должны сделать вывод, что тот же закон действует и в отношении тфилин. То есть, согласно мнению Турэй Заав, автор «Арбаа Турим», как и Рамбам, считает, что на новые тфилин следует произносить благословение Ше-Эхейану. Таково же постановление автора Олат Тамид, и это мнение приводит Элияу Рабба.
И Виленский Гаон — А-Гро — считает, что автор «Арбаа Турим» установил закон согласно мнению Рамбама. А почему он пишет о Ше-Эхейану только в законах цицит, а не в законах тфилин? Не потому что полагал: это благословение произносить не следует, а потому что в наше время очень редко человек делает тфилин сам для себя, их повсеместно принято покупать у специалиста по их изготовлению. То есть А-Гро согласен, что на новые тфилин следует произнести Ше-Эхейану, только если человек сделал их сам. Это соответствует тексту Тосэфты (но не тому, как Радбаз понял слова Рамбама).
Остаётся только понять, в чём различие между ситуацией, когда человек делает тфилин сам для себя, и ситуацией, когда он приобретает их у изготовителя. Может быть, то, что человек использует для выполнения заповеди предмет, изготовленный собственными руками, доставляет ему дополнительную радость. А может быть, то, что на приобретение тфилин необходимо потратить крупную сумму, уменьшает радость. Тогда, если человек получил тфилин в подарок, согласно второму объяснению он должен произнести благословение, а согласно первому — нет. Всё же различие между ситуациями, когда человек сделал тфилин сам и когда приобрёл уже готовые, не столь очевидно. Из Тосафот (Сукка, 46а) можно заключить, что такого различия не существует.
Рашба (в сборнике вопросов и ответов, часть 1-ая, глава 183-ья), Мааршам (в сборнике вопросов и ответов, часть 1-ая, глава 148-ая) и Кесэф Мишнэ (глава 5-ая в «Законах о клятвах», закон 18-ый), разъясняя мнение Рамбама, пишут, что тфилин считаются одеждой, и даже если их купили уже готовыми, на них необходимо произнести Ше-Эхейану.
Автор книги Орух а-Шулхан (глава 22-ая, пункт 3-ий) не понимает позицию А-Гро, который полагал, что между «самодельными» и купленными тфилин в этом отношении существует различие.
Автор комментария Мишна Брура установил закон в соответствии с мнением Бейт Йосефа: Ше-Эхейану на тфилин не произносят. Так же приводит и автор книги Каф а-Хаим от имени некоторых мудрецов Торы последнего поколения. И это же следует из комментария Бен-Иш-Хай (Берейшит, пункт 7-ой) и из Игрот Моше (раздел Орах Хаим, часть 3-ья, глава 80-ая).
В книге Ар Цви (раздел Орах Хаим, глава 21-ая) сказано, что на тфилин не принято произносить Ше-Эхейану, так как они не доставляют человеку материальное наслаждение.
Автор Беур Алаха всё же пишет, что было бы правильно произнести Ше-Эхейану на что-то, что по всем мнениям требует этого благословения, и при этом иметь в виду и тфилин, — чтобы выполнить закон и в соответствии с мнением тех, кто обязывает произнести Ше-Эхейану на тфилин. Так же полагает и автор книги Бейт а-Йоцер (конец 3-ей главы).
До сих пор мы занимались вопросом, следует ли произносить благословение Ше-Эхейану на новые тфилин. Рассмотрим теперь совершенно другую сторону проблемы Ше-Эхейану на тфилин, связанную с вопросами, касающимися практически всех заповедей Торы.
Обязан ли человек, впервые исполняющий ту или иную заповедь, произносить Ше-Эхейану?
Турэй Заав, как было упомянуто, установил закон согласно мнению Рамбама: на новые тфилин нужно произносить Ше-Эхейану. Он пишет: «И даже те, кто считает, что благословение не произносят, согласятся, что когда надевают тфилин первый раз в жизни, его надо произнести».
Давайте немного проясним эту тему и посмотрим, насколько однозначно заявление великого комментатора «Шулхан Аруха», Турэй Заав.
Вавилонский Талмуд (Менахот, 75б и Брахот, 37б) приводит следующую Барайту: «Приносящий хлебные дары (менахот) в Иерусалиме должен сказать Ше-Эхейану». Раши поясняет, что речь идёт о том, кто давно уже не приносил хлебных даров. А другой мудрец Торы поколения ришоним, Меири, считает, что Брайта говорит о коэне, который приносит минху в первый раз.
Из слов Раши можно понять, что на заповедь, которую исполняют раз в какой-то достаточно продолжительный период времени, следует произносить Ше-Эхейану. (Примером такой заповеди может служить приношение минхи — коэн приносит её только в свою смену, которая бывает два раза в год). А Меири считает, что произносить Ше-Эхейану следует, только когда выполняют заповедь в первый раз.
Рамо, ашкеназский посэк (законоучитель), в своём комментарии к «Шулхан Аруху» (раздел Йорэ Дэа, глава 28-ая, пункт 2-ой) постановил: тот, кто делает шхиту (убой скота установленным Торой способом) в первый раз, не произносит Ше-Эхейану, так как он убивает живое существо. Но если он впервые выполняет заповедь кисуй а-дам (покрыть кровь птицы или кошерного дикого зверя — не домашней скотины, — после шхиты), то обязан произнести Ше-Эхейану. Именно на основании этого постановления Турэй Заав пишет, что тот, кто накладывает тфилин впервые, обязан произнести Ше-Эхейану.
Однако другой известнейший комментатор «Шулхан Аруха», автор Сифтэй Коэн (Шах), там же, в Йорэ Дэа, спорит с Рамо и доказывает, основываясь на Тосафот в трактате Сукка и Нимукэй Йосеф (мнения которых были приведены выше), что на цицит и тфилин не произносят Ше-Эхейану. А При Хадаш добавляет, что и Рашба считает, что в этих случаях не следует благословлять. Сомнение или спор мудрецов по вопросам благословений обычно разрешают в сторону облегчения — то есть постановляют благословение не произносить. Таким же будет решение и в этом случае: тот, кто накладывает тфилин впервые, не должен произносить Ше-Эхейану.
(Интересно: обсуждая в контексте законов о тфилин слова Рамо, который считает, что на первую шхиту благословение не произносят, так как при этом погибает животное, никто не использует этот аргумент в отношении тфилин, для изготовления которых, необходимы кожа и жилы животного. То есть эти поским по какой-то причине не считают, что такое ограничение актуально для тфилин.)
Автор комментария При Тоар (там же в Йорэ Дэа) пишет: «Следует различать ситуации, когда человек в принципе не имел прежде возможности исполнить заповедь (например, ребёнок до тринадцати лет освобождён от выполнения заповедей, а в тринадцать лет у него появляется обязанность их исполнять) и когда он технически не имел возможности исполнить заповедь (например, у взрослого человека не было тфилин, поэтому он не мог их накладывать, а теперь такая возможность появилась). В первом случае, накладывая тфилин в первый раз, произносят Ше-Эхейану, во втором — нет.»
Хатам Софер (сборник вопросов и ответов, глава 55-ая) цитирует книгу При Тоар и заключает: "…поэтому юноше, который становится обязанным по Торе соблюдать заповеди, следует произнести Ше-Эхейану на все заповеди, которые он начинает исполнять в качестве взрослого человека. Автор книги Твуат Шор также склоняется к мнению, что выполняя первый раз любую заповедь, следует произнести Ше-Эхейану, только в отношении заповеди цицит, тфилин, сукки и мезузы на практике это невозможно. Ребёнка, не достигшего возраста бар-мицвы, приучают к исполнению этих заповедей, и получается, что к тому времени, когда он достигает зрелости и становится обязанным выполнять эти заповеди по Торе, они для него не внове и нет того эффекта новизны, из-за которого и установлено благословение Ше-Эхейану. Поэтому Рамо говорит именно о заповедях шхиты и покрытия крови, которые обычно впервые выполняют уже в зрелом возрасте. Примерно о том же пишет и Керэн Давид (раздел Орах Хаим, глава 57-ая).
А в комментариях к «Шулхан Аруху» Цви ле-Цадик добавляет: «Даже если юноша начинает накладывать тфилин уже после тринадцати лет, он всё равно не произносит Ше-Эхейану, поскольку установлен общий закон для всех ситуаций: ло плуг хахомим».
Существует и другое мнение. Так, авторы книг Шулхан Млахим (страница 343-ая), Сиах Алаха (глава 22-ая), Йад Ицхак (свод вопросов и ответов, часть 1-ая, в конце 10-ой главы) считают, что существует различие между заповедями, которые выполняет ребёнок, не обязанный по Торе их выполнять, и заповедями взрослого, который их выполнять обязан. Поэтому юноша может произнести благословение Ше-Эхейану, исполняя заповеди впервые после того, как ему исполнилось тринадцать лет.
В сборнике вопросов и ответов Минхат Ицхак (Ликутэй Тшувот, глава 18-ая) также рассматривается этот вопрос. В итоге автор приходит к выводу: не следует произносить Ше-Эхейану на тфилин. Но правильно было бы произнести это благословение на новую одежду или плод, который впервые едят в этом сезоне (имея при этом в виду и тфилин), чтобы учесть на практике мнение тех, кто полагает, что, выполняя первый раз заповедь тфилин, Ше-Эхейану произносить следует.
Но что хотелось бы особо подчеркнуть — это очень важный урок, который преподал нам великий автор Минхат Ицхак. Он приводит и Тосэфту, мнения мудрецов ранних поколений (ришоним), авторов «Арбаа Турим» и «Шулхан Аруха», их комментаторов, мнения мудрецов более поздних поколений из сборников вопросов и ответов, а также и свои доводы — доводы величайшего знатока Торы нашего времени. И завершает цитатой из книги Рошей Бэсамим, которую ещё называют Сдэ Хэмед Хадаш (тема Байт, пункт 7-ой). Там рассказано, как автор книги спросил Рава Иссахара Дова, ребе из Бельза, надо ли произносить Ше-Эхейану на тфилин, и тот ответил: принято — не произносить, так как учитывают мнение автора Сифтэй Коэн, для которого это — под вопросом. Великий урок! После всех изысканий, требующих энциклопедических знаний, и потрясающих расчётов и умозаключений, спросить у старца — конечного звена в цепи передачи Торы — и установить закон на практике согласно его мнению. В этом истинность еврейского Закона и сила традиции Торы!
И в заключение хотелось бы привести свидетельства о том, как решили этот вопрос два великих мудреца наших дней, рав Шломо-Залман Ойербах и рав Йосеф Шалом Элияшив, благословенна память праведников. В книге Алихот Шломо приводится, что рав Шломо-Залман Ойербах одалживал своим сыновьям тфилин за месяц до бар-мицвы, чтобы они заранее приучались к исполнению заповеди тфилин, как это принято. А в день бар-мицвы он дарил им тфилин, и они произносили благословение Ше-Эхейану перед тем, как наложить новые тфилин впервые после того, как это стало их обязанностью по Торе. Можно предположить, что при совпадении нескольких моментов — и заповедь выполняется первый раз, и тфилин только что приобретены — согласно большому числу авторитетных мнений есть обязанность произнести благословение. Рав Шломо-Залман Ойербах считал, что следует произнести на тфилинШе-Эхейану.
В книге Ашрэй Иш приводится такой факт. Рав Элияшив не произносил Ше-Эхейану на новые тфилин. А в сноске внизу цитируется магнитофонная запись, где рава спрашивают: правда ли, что некто одалживал тфилин сыновьям до наступления бар-мицвы и тогда дарил им эти тфилин и они произносили Ше-Эхейану? На что рав ответил: это пустые слова (дварим бэтэлим). А тот, кто хочет учесть на практике мнение тех, кто полагает, что есть обязанность произносить это благословение, пусть скажет Ше-Эхейану на новую одежду или новый плод — и в случае, когда тфилин новые, и в случае, когда их впервые накладывают.
В сборнике вопросов и ответов Мэшив Давар (глава 43-ья) приводится, что на цицит принято произносить Ше-Эхейану не в момент приобретения, а тогда, когда одевают новый талит в первый раз, подобно тому, как благословение Ше-Эхейану на плод произносят непосредственно перед тем, как его есть. А также для того, чтобы оба благословления произнести вместе, подобно тому, как это делают во время Авдалы — отделения субботы от будних дней, когда все благословения произносят друг за другом.
В соответствии с этим благословение Ше-Эхейану на новые тфилин (или на новую одежду или плод — когда хотят учесть на практике мнение тех, кто полагает, что на тфилинШе-Эхейану не говорят) следует произнести не во время их приобретения, а перед тем, как наложить их первый раз — перед благословением лэаниах тфилин.
Журнал «Мир Торы»
Можно ли определить, каковы причины выполнения заповедей?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель
Накладывание тфиллин помогает нам постоянно вспоминать об Исходе. Мудрецы Талмуда приводят подробные правила, касающиеся изготовления и ношения тфиллин.
TorahLive,
из цикла «Знакомство с тфилин»
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Куклин
«Благословен ТЫ…, освятивший нас ЕГО заповедями»?
Рав Натан Агрес
Разве не достаточно сказать «спасибо» один раз?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Описывая свой сон, фараон назвал коров יפות תואר (прекрасно сложенными). Ни один мясник не обратит внимание на совершенство форм коровы, он оставит это поэтам и художникам.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Йосеф не открывался братьям, пока они не осознали свой грех. Легче проявить снисхождение к обидчику, чем возлюбить его.
«Оцарот»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Микец» («По прошествии») начинается с рассказа о том, как Йосеф истолковал царю Египта — Паро — его сны, предсказывавшие стране семь лет изобилия, а затем — семь лет голода. За это Йосеф был выпущен из тюрьмы и поставлен правителем Египта как единственный человек, способный предотвратить беду. Кончается глава встречей Йосефа с братьями.
Рав Ефим Свирский
Рав Овадья Климовский
«Оцарот»