Темы: Самопожертвование, Алия, Террористы, Советский Союз
Однажды Царь Шломо встретил ангела смерти и спросил его: «Что ты такой опечаленный?» Ангел смерти отвечает: «Надо забрать лучших твоих слуг. Но есть определенные условия, которые затрудняют эту задачу…»
Тогда Царь Шломо предупредил своих двух любимых слуг и отправил их в город, где никто и никогда не умирал.
Потом он вновь увидел ангела смерти радостного — и тот сказал: «Спасибо, ты сделал за меня задачу. Они должны были умереть у ворот этого города…»
Тогда Шломо воскликнул: «Благославен Б-г, ведущий ноги людей туда, куда им суждено!» (Вавилонский Талмуд).
Я даже и не предполагал, что это так трудно — рассказывать про себя. Там, в Стране Исхода, мы писали: родился, учился, служил в армии, женился…
Родился в 1950 году в Самарканде. В годы войны с фашизмом Узбекистан приютил многих беженцев из Европы, в том числе и семьи Гуслицер и Нодель, у которых я появился на свет.
Мог ли я себе представить, что прожив большую часть своей жизни в одном из красивейших городов бывшего СССР — в Ташкенте, окажусь в столице Мира, в центре притяжения всех евреев — в Иерусалиме!
Как можно не считать своим вторым днем рождения дождливый день 29 марта 2002 г, когда я, работая охранником в супермаркете района Кирьят Ювель в Иерусалиме, сумел преградить путь террористке-самоубийце. Обычная девчонка — в джинсах, в курточке, с рюкзачком. Я попросил ее проверить рюкзак, а она что-то бормочет в ответ. Опять показываю ей металлоискателем — сними, покажи мне, а она продолжает что-то бормотать…
Мой сын служил в боевых частях, поэтому он меня научил: Смотри им в глаза, у них в глазах все написано. И ни в коем случае не прикасайся к женщине — еще пришьют сексуальные домогательства!
Я потянулся металлоискателем — он звонит. Она попробовала прорваться — я забыл все, чему меня учил сын и за плечи вытолкнул ее из супермаркета…
Взрыв разорвал ее в метре-двух передо мной, сделав меня инвалидом на всю жизнь. Люди не пострадали.
Все-таки самое главное, что после и восьмичасовой, и повторной операций я остался жив! Произошло это по истечении лишь семи месяцев пребывания в Израиле.
В первые дни нашего приезда наступил день смерти мамы (Иодель Цейты, светлая ее память) — йёрцайт. Я хотел, чтобы это событие прошло в соответствии с еврейской Традицией. Мой сын, учась в вечернем колеле «Толдот Йешурун» посоветовал мне обратиться по этому поводу к раву Бенциону Зильберу, ведь он наш земляк.
Встреча с этим мудрейшим, добрейшим человеком оставила неизгладимый след в моем сердце. Его глаза и голос излучали тепло и доброту, и я, оказавшись впервые среди незнакомых мне людей, почувствовал полное единение с ними, благодаря умению рава Бенциона объединять людей в одно целое и неделимое!
Здесь же, в Толдот Йешурун, мы сделали импровизированную благодарственную трапезу в честь того, что я остался жить.
В течение некоторого времени в нашей семье произошло важное событие — сын стал готовиться к еврейской свадьбе. Стоя вместе с ним под хупой в Иерусалиме, я невольно вспомнил свою хупу, которая проводилась в Ташкенте в 1976 году, в маленьком дворике друзей родителей. Участвующие в этом событии были и рады и несколько скованы (ведь такое в Советском Союзе афишировать не поощрялось). Все прошло в полном соответствии с традицией. После того, как под балдахином я ногой разбил стакан (в память о разрушенном Храме) был подписан документ — ктуба. Здесь в Израиле, были поражены, что в Ташкенте в 1976 году евреи ставили хупу, писали ктубу!
Да, евреи всегда и везде, не смотря ни на что, оставались евреями. И незыблемо сохраняли традиции, пронося их через годы и столетия, передавая их от поколения к поколению. Маленьким звеном в этой большой «цепи» оказался и я. Ведь носителями еврейский традиций были мой дедушка (уважаемый всеми раввин, хазан, меламед Шмул Нодель) и моя бабушка (Шейне Моле Харкац) — светлая их память!
Анатолий Гуслицер, бывший охранник иерусалимского супермаркета.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
От четырех жен Яакова произошли двенадцать колен. Это не случайное стечение обстоятельств, а воля Б-га.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
В чем виноват Эйсав?
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Дети похожи на стрелы. Их легко выпустить из рук, но тяжело догнать и скорректировать ошибки в воспитании.