«И вывели его поспешно из ямы» (41:14). У нас есть великое правило: если человек исполняет заповедь — эта заповедь возвеличивает его; совершает грех — этот грех наказывает, сам приводит его к наказанию. В истории Хануки мы видели, что греки пошли против дочерей Израиля, и потому чудо было совершено посредством женщины. Дочь Израиля отрезала голову главному злодею. Также и в Пурим: на том дереве, которое Аман приготовил для Мордехая, его самого и повесили.
Но что касается праведников, совершенные ими заповеди возвеличивают их. Наш праотец Авраам самоотверженно принимал гостей и в заслугу этой заповеди получил известие, что у него родится Ицхак. Йосеф послушался отца, пославшего его в Шхем проведать благополучие братьев, и из-за этого ему было дано высокое положение и он фактически превратился в царя. А в заслугу того, что в тюрьме он поинтересовался состоянием начальника виночерпиев и начальника пекарей, его вытащили из ямы, и он возвеличился до царского чина.
Послушайте, как тот же принцип действует и в наши дни. Один религиозный врач, житель Бней Брака, рассказал об истории, произошедшей в его клинике. Это рассказ о том, как Б-г управляет миром.
В один прекрасный день в клинику пришел человек с просьбой, чтобы врач принял на лечение одного из его друзей. Тот шел по улице, наткнулся на какой-то предмет и упал, сломал ногу и был вынужден пройти несколько операций.
Дело дошло до разговора о провидении, и я — рассказывает религиозный врач — естественно повторял клиенту, что все происходящее с человеком зависит лишь от Владыки мира. Я объяснил ему, что не существует такого понятия, будто я делаю, что хочу. И друг его тоже получил травму по воле Б-га.
Тот человек, поскольку не воспитывался в лоне Торы и не рос среди ее мудрецов, не захотел принять эти слова. Он утверждал, что человек сам в силах уберечь себя от плохих происшествий. Пусть не ходит в тех местах, где можно упасть. И друг его, если бы поберег себя, не упал бы.
Вновь и вновь я старался — рассказывает врач — убедить его, что его мысли далеки от истины, но он придерживался их всем своим существом. Увидев, что это не самый подходящий момент для его убеждения, я оставил его.
Как уже говорилось, тот человек взял очередь для своего пострадавшего друга, мирно расстался со мной и вышел из комнаты.
Не прошло и минуты, как сильный крик послышался с соседней автостоянки. Я поспешил на улицу и был потрясен, увидев того человека лежащим на земле. Из его глаза текла кровь. Прежде, чем он потерял сознание, он успел указать на крышку заднего багажника машины.
Что же выяснилось? Как раз в тот момент, когда он подошел, чтобы открыть багажник, вылетела пружина, держащая его крышку, и крышка с большой быстротой поднялась вверх. Один из ее острых углов попал тому человеку прямо в глаз, и он очень тяжело пострадал.
Видящий это зрелище содрогнулся бы — глаз фактически вывалился наружу.
Доктор тут же позвал скорую помощь, одновременно связываясь с глазным врачом, проживавшем в этом районе, чтобы тот оценил состояние и посмотрел, можно ли спасти ему глаз.
В итоге глазной врач присоединился к скорой помощи, пока ехали в больницу. Пострадавший немедленно был доставлен в операционную и после шести часов непрерывной операции, врачи сообщили членам его семьи, что огромным чудом им удалось вернуть глаз на место, но зрение у него сильно испортилось.
Не прошли много дней, как в клинику пришло письмо, составленное и подписанное тем человеком, а в нем всего несколько слов: «Доктор… Всесильный доказал мне, что все ваши слова были правильны. Нет никого, кроме Него. Помолитесь за меня, чтобы я смог быть верующим евреем». (Бархи Нафши)
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его