Темы: Йосеф, Изгнание, Микец, Египет, Хронология, Рав Овадья Климовский, Египетское рабство
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый Рав!Я хотел бы спросить Вас относительно рабства евреев в Египте. А именно, сколько времени они находились в рабстве? В Берешит 15:13 сказано, что 400 лет. А в Шмот — 430. Я посмотрел в «Иудейских древностях» у Флавия, он говорит, что время от момента обетования Аврааму и до момента прихода Яакова в Египет — 215 лет. И от момента прихода и до исхода 215 лет. А рав Ашер Кушнир говорит, что общий период плена — 210 лет. Хотя и тут возникает вопрос: на момент прихода Яакова в Египет ему было130 лет, а Иосифу 39. Всех лет жизни Иосифа 110 лет. Следовательно, Иосиф был ещё вице-фараоном 71 год. И только время после смены династий фараонов (Шмот 1:8) явилось моментом пленения евреев. Моше жил в Египте и у Иофора в общей сложности 80 лет. 215—80=64 или 210-80=59 лет непосредственного рабства. Вот такие получились у меня подсчёты. Пожалуйста, дайте мне правильный ответ. С уважением, Николай
Здравствуйте, уважаемый Николай!
Есть несколько мнений относительно длительности пребывания евреев в Египте. Изложу наиболее общепринятую версию, основанную на словах мудрецов Талмуда, мидрашей и комментариях основных ришоним (комментаторов раннего периода).
«400 лет будут твои потомки пришельцами в чужой стране» — так было сказано Аврааму. Всевышний сжалился над евреями и вывел их раньше на 190 лет (что соответствует гиматрии (числовому значению) слова кец — конец. В этом содержится «намек»: Творец в Своей милости приблизил конец изгнания). Однако пророчество исполнилось и буквально, если рассматривать жизнь Ицхака как изгнание. Вспомним, как с ним (в отличие от Авраама) конфликтовали филистимляне, ему приходилось часто менять место жительства. Таким образом, даже не покидая пределов Земли Кнаан, Ицхак чувствовал себя чужеземцем. С момента его рождения до Исхода прошло ровно 400 лет. 430 лет, по комментарию Раши, основанному на мидраше Седер Олам, прошло с того времени, как Авраам услышал предсказание об изгнании. Это случилось ровно за 30 лет до рождения Ицхака.
В результате, мы действительно приходим к тому, что фактическое пребывание сынов Израиля в Египте длилось 210 лет. (Намек на это содержится и в числовом значении слова рду — «спуститесь». Так сказал Яаков сыновьям, отправляя их в Египет купить зерна. Он и не предполагал, что это приведет их к встрече с Йосефом и вскоре — к тому, что вся семья спустится в Египет. Однако слова его оказались пророческими).
И Вы справедливо замечаете, что порабощение евреев началось только после смерти Йосефа. На самом деле это был постепенный процесс — после смерти Йосефа евреев обложили налогом, а после смерти Леви — последнего из братьев — поработили. Если мы будем считать началом порабощения год смерти Йосефа, то получится 210-71=140 лет. Если же считать от года смерти Леви, прожившего 137 лет (по преданию, когда он поселился в Египте, ему было 45), то получим 210-92=118. Это тоже немалый срок. Годы жизни Моше в Египте включаются в это число. Ведь, хотя он и вырос во дворце фараона, именно на период его детства выпали самые тяжелые для его братьев годы рабства.
С уважением, Овадья Климовский
Читайте: Почему Тора сообщает нам, сколько лет Яаков провёл в Египте?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Яков Гельфман
Ведь о них сказано еще Аврааму в Берешит, когда за евреями никаких грехов не числилось?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Натан Агрес
Как избежать мук времен прихода Машиаха?
Журнал «Мир Торы»,
из цикла «Древняя история человечества сквозь призму еврейской традиции»
По материалам книг: «Седер а-дорот», «Сефер яшар», «Шельшелет а-кабала»
Рав Реувен Пятигорский
Наши мудрецы в своих комментариях настаивают, что сыновья Яакова были полными праведниками
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Берл Набутовский
Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.
Рав Моше Ойербах
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его