Темы: Земля Израиля, Египет, Похороны, 12 колен Израиля, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВ Торе сказано, что Яаков и Йосеф завещали похоронить свои кости в Эрец-Исраэль. А почему? А что известно о других сыновьях Яакова? Спасибо. Пинхас
Шалом, уважаемый Пинхас!
Спасибо за Ваш вопрос. Как сказано в начале главы Ваехи (последней главы книги Берешит), Яаков еще прежде Йосефа просил, чтобы его похоронили в Земле Израиля. Прежде всего, давайте вспомним, по каким причинам Яаков настаивал на этом, и разберем, актуальны ли были эти причины для его сыновей.
Комментаторы перечисляют различные соображения (их приводят наши мудрецы), по которым Яаков, во-первых, не желал быть похороненным в Египте, а во-вторых, настаивал, чтобы его похоронили именно в Земле Израиля, а не где-нибудь еще:
1. Яаков предвидел, что на Египет обрушатся десять страшных кар, одной из которых станет превращение поверхностного слоя почвы в массу вшей. Яакову не хотелось лежать среди всего этого.
2. Он не желал, чтобы египтяне обожествили его после смерти, превратив в очередного идола, чего вполне можно было ожидать, так как египтяне чрезвычайно почитали Яакова и знали, что благодаря его появлению в Египте прекратился голод. А Всевышний обещал (Шмот 12:12), что Его суду будут подлежать не только сами идолопоклонники, но и объекты их служения. Соответственно, Яаков не желал становиться таким объектом. Автор комментария Кли Якар добавляет, что это соображение связано с предыдущим — когда египтяне во время третьей «казни» увидели бы, что могила Яакова не стала слоем вшей, они начали бы поклоняться ей.
3. Как отдельную причину можно выделить то, на что указал рабейну Там: Яаков опасался, что если он будет похоронен в Египте, Египет будет избавлен от «десяти кар», которые были необходимы не столько для того, чтобы заставить фараона отпустить евреев, сколько для того, чтобы продемонстрировать ему и всем остальным, в том числе и евреям, могущество и всевластие Творца.
4. Уже праотцам было известно, что в будущем умершие будут оживлены, также было известно, что те, кто похоронен за пределами Земли Израиля, должны будут пройти через неприятное перемещение по неким подземным туннелям (гилгуль мехилот), прежде чем подняться из земли — т.к. это может произойти только в самой Земле Израиля. Яаков хотел избежать этих страданий, и для этого ему нужно было быть похороненным именно там и нигде более.
5. Праотцы, разумеется, также понимали святость Земли Израиля, и желали находиться там даже после смерти.
6. Последним, весьма важным, соображением является следующее: те, кто похоронен в Земле Израиля, встанут прежде остальных, и, соответственно, смогут выполнить чуть больше заповедей, ведь мертвые не могут их выполнять. Даже минута служения Всевышнему ценна в глазах праведника, поэтому Яаков желал быть похороненным в земле Израиля[1].
Очевидно, если первое и третье соображения и приходили в голову сыновьям Яакова, изменить они все равно ничего не могли. Второе соображение могло иметь большое значение для Йосефа, который знал, как его ценят египтяне. Остальные же соображения имели значение и для других родоначальников колен, и нам известно, что все они были вынесены из Египта своими потомками для захоронения в Земле Израиля. Мудрецы выводят это из того, как Тора передает слова Йосефа: «Унесите отсюда кости мои с вами» — он обращался к братьям, которые ко времени Исхода будут давно мертвы, намекая, что их тоже не оставят в египетских могилах (Мехильта де-раби Шимон).
Остается прояснить один момент: если каждое колено выполняло долг по отношению к своему родоначальнику, почему кости Йосефа доставал из Нила и нес по пустыне Моше, где были представители колен Эфраима и Менаше? Возможно, они выполняли долг перед своими родоначальниками, которым Яаков дал статус основателей отдельных колен, — Эфраимом и Менаше, а о Йосефе должен был заботиться весь народ, так же, как и о Яакове. И как организацию похорон Яакова сыновья предоставили Йосефу, чтобы оказать отцу больший почет — ведь Йосеф был правителем Египта, заботы об останках Йосефа народ Израиля уступил Моше, понимая, что это будет самым почетным для Йосефа. Об этом говорят мудрецы в трактате Сота (13 б) — так можно понять из комментария Раши там.
С уважением, Овадья Климовский
[1] Так я слышал от рава Ицхака Эзрахи, одного из руководителей ешивы Мир.
Рав Яков Доктор
Статья р. Яакова Доктора о религиозном отношении к Эрец Исраэль
Рав Мендель Агранович
Камни, которые находились на одеянии первосвященника, были выбраны не случайно
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»
Этот мир является проходным двором в мир грядущий. Поэтому мы относимся к смерти близких с печалью, но без излишнего отчаяния. Похоронные церемонии согласно иудаизму должны быть простыми и достойными.
Давид Россоф
Толдот Йешурун
Новый диск с аудиоуроком о законах траура
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Даже самые простые будничные дела приобретают важный смысл благодаря особой атмосфере святости. Поэтому жители Эрец Исраэль должны очень серьезно и ответственно относиться к каждому своему поступку.
Рав Мендель Агранович
Вернутся ли пропавшие в земле Ашшурской?
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его