Темы: Война, Молитва, Диаспора, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДоброе время суток! Хочу спросить по поводу молитвы за страну проживания (приводится в некоторых сидурах внутри чтения Торы в Субботу). Какова история данной молитвы? Хочу также найти текст этой молитвы, «заточенный» под Украину, или, как минимум, универсальный, с возможностью вставки названия страны. Я видел текст этой молитвы в двух сидурах: Коль-Йосеф — универсальный; Шма Исраэль — «заточенный» под Российскую Федерацию. Ицхак
Уважаемый Ицхак,
Большое спасибо за Ваш вопрос. На протяжении многолетней истории еврейских общин в Диаспоре отношения между евреями и властями государств, где они проживали, были различными. В одних местах евреи страдали от притеснений, непомерных налогов и враждебности со стороны местного населения, в других — пользовались относительной политической и экономической свободой.
При этом мы видим разнообразные молитвы за благополучие государства, в котором в тот момент проживали евреи. Эти молитвы, как правило, произносились в различных общинах во время субботней молитвы после традиционного чтения Торы. Уже у пророка Ирмиягу (29:7) мы находим намек на этот обычай. Пророк, обращаясь к евреям, находящимся в вавилонском изгнании, говорит: «И просите мира (для) того города, в который Я изгнал вас, и молитесь за него Г-споду, ибо при его благополучии и вы будете благополучны».
Кроме чисто формального выражения лояльности существующей власти, эти молитвы имеют и «практический» аспект. Обратимся к трактату Пиркей Авот («Поучения Отцов»), который занимается морально-этическими аспектами еврейской жизни. Мишна (3:2) сообщает: «Раби Ханина, заместитель первосвященников, говорил: “Молись о благополучии властей, ведь если бы не страх перед ними, люди живьем глотали бы друг друга”».
В объяснении этой Мишны приводится пророчество Хавакука (1:14), который говорит, что люди станут подобны морским рыбам. В море та рыба, которая крупнее, заглатывает более мелкую. Так и люди: если бы не страх пред властями, сильные «заглатывали» бы более слабых (комментарий Рава Овадьи Бартанура). Иными словами, худая власть лучше доброго безвластия.
Как правило, основу молитвы за благополучие страны проживания составляет традиционный текст, датируемый приблизительно 14-м веком, который начинается словами: «Дарующий спасение царям и власть князьям, Царство Его — Царство всех миров. Вызволяющий раба Своего Давида от злого меча, Указывающий в море путь и тропу в могучих водах, да благословит … (например, президента, правительство и т.п.) данной страны». Текст этой молитвы можно найти в русском издании молитвенника Коль Йосеф (Атрскролл). Следует отметить: существуют различные обычаи — читать эти молитвы или нет, и текст их также не является установленным и может меняться (незначительно) от общины к общине. Так, например, в молитвеннике Шма Исраэль можно найти текст, адаптированный для Российской Федерации.
Испокон веков евреи в Диаспоре желают установления достойных добрососедских отношений как с властями, так и с жителями государств, в которых проживают. И, наоборот, отношение властей к евреям является лакмусовой бумажкой стабильности в стране. Ведь часто, как только политическая или экономическая ситуация в стране ухудшается, в этом обвиняют евреев.
В заключение хотелось бы привести известный рассказ. Дело было во время Первой мировой войны, немецких евреев заподозрили в сочувствии врагу — французам, и над ними нависла угроза. Одному из известных раввинов Германии удалось добиться аудиенции у немецкого кайзера, чтобы попросить его смилостивиться над евреями. На встрече раввин утверждал, что подозрения против евреев совершенно необоснованны. Евреи, наоборот, каждую субботу молятся за благополучие немецкого государства, и не просто так, а при Свитке Торы, что говорит о полной искренности их намерений. На что кайзер, не растерявшись, со смехом ответил: «Знаю я вас, евреев… А ведь ваши собратья во Франции так же искренне молятся за благополучие Франции».
Поразмыслив, раввин ответил: «В молитве о благополучии государства сказано: “Указывающий в море путь и тропу в могучих водах…” Почему мудрецы использовали именно такую метафору? Потому, что в море невозможно “проложить путь”, там всегда есть противоречие желаний и намерений, например, одни корабли плывут из Европы в Америку, а другие, наоборот, в Европу. А ведь каждый нуждается в попутном ветре и страстно молится об этом Всевышнему. Всевышний же, в Своей мудрости, устраивает так, что и те, и другие достигают своей цели и остаются довольны… Поэтому нет противоречия между молитвами евреев Германии и Франции. Ведь в силах Всевышнего сделать так, чтобы оба государства были довольны».
С уважением, Яков Шуб
Рав Бенцион Зильбер
И север, и юг Израиля под огнём... Что говорят раввины, и что нам делать?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
З. Рубашев
В истории евреев было много лже-машиахов — мессий. Самый известный из них — основатель христианства. Не менее известный для евреев — Шабтай Цви.
Рав Элияу Тавгер,
из цикла «Уроки по РАМБАМу. Молитва»
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Бенцион Зильбер
Что Б-г нам говорит? Почему именно в Субботу праздника Симхат Тора террористы нас атакуют? Связано ли это с тем, что евреи не соблюдают Субботу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Александр Айзенштадт
В чём состоит работа раввина? За какой срок можно выучиться на раввина?
С. Бернфельд
Въезд в Медину, второй по святости город мусульман, запрещён как евреям, так и христианам
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его