Из цикла «Притчи Хафец Хаима», темы: Заповеди, Хафец Хаим, Притчи Хафец Хаима
Хотя мы и много говорили об этом и разъяснили, обратившись к толкованиям мудрецов Талмуда, что человек в любом случае получает награду за сотворенное им добро, и сказали уже мудрецы наши благословенной памяти, что Святой, благословен Он, не лишает человека награды даже за хорошие слова, — тем не менее есть огромная разница между человеком, делающим добро по какой-то сторонней причине или ради исполнения заповеди. Только в последнем случае совершается великое изменение в высших мирах, к которому приводит исполнение заповеди. Мудрецы Талмуда говорят, что именно это имеет в виду стих: «Превыше небес милосердие Твое».
Причина этому в том, что мощь, заключенная в действии, зависит от способа его совершения. Если действие было совершено лишь в материальном мире, без мысленной направленности в духовный мир, то у него нет силы повлиять на что-либо в этом духовном мире. Тогда и милость Б-ra распространяется лишь в пределах этого, материального мира. И совсем другое дело — если человек намеревается исполнить заповедь. Тогда мощь его действия наполнена великой святостью, и влияние этой святости заметно в высших мирах, над небесами. И в святом Зогаре рассказывается о том, как проявляется во всех мирах та святость, что возникает из-за целостного и точного выполнения заповеди.
А значит — как было бы хорошо, если бы человек приучил себя, делая что-нибудь, основанное на Торе, например давая в долг (этим он исполняет заповедь: «Если деньги дашь ты в долг человеку из народа Моего…»), или поддерживая бедного, предоставляя ему работу для пропитания, или каким-то еще образом (а этим выполняется заповедь: «И когда обеднеет брат твой, и поколеблется рука его с тобой — поддержи его»), или вовремя уплачивая плату рабочему (этим человек выполняет заповедь: «В тот же день дай плату его»), или еще что-то в этом роде — такие вещи делаются постоянно, и основа их — в самых высших мирах, ибо это прямые требующие заповеди Торы, — как хорошо было бы, если бы во время исполнения этих заповедей имел он прямое намерение выполнить соответствующую заповедь! Только тогда выполнение заповеди может быть названо целостным.
Множество раз обдумывал я слова, которые произносим мы в молитве «Видуй»: «Отошли мы от заповедей Твоих и от законов Твоих благих, и не были равны нам». Это значит, что мы даже не приравняли Служение Б-ry благословенному к нашим будничным занятиям. Ведь как мы ведем наши дела в этом мире? Если человек хочет продать какую-то вещь, как будет он стараться украсить ее и придать ей привлекательность, чтобы соблазнить покупателя и заработать несколько серебряных монет. Даже если вещь не так уж хороша, все равно изо всех сил старается продавец, чтобы покупателю она понравилась. А уж если товар на самом деле очень хорош — например, если продают бесценный, ярко сияющий камень, — разве придет продавцу в голову заключать его в прочный чехол и скрывать его свет? Наоборот, станет он начищать этот камень изо всех сил, чтобы все видели, как он прекрасен. А как мы относимся к исполнению заповедей? А от них зависит сама святость человека и его вечная жизнь! (Писание говорит: «…чтобы помнили вы и исполняли все заповеди Мои, и были святыми Б-гу вашему», а также: «И храните правила Мои и законы Мои, которые станет исполнять человек и будет жив ими». — Прим. сост.) Множество есть деяний, более драгоценных и притягательных, чем золото, представляющих собой прямые заповеди из Торы (некоторые из них мы перечислили), которые можно совершать «во всякое время и во всякий час». А мы своими руками удешевляем прекрасный, великолепнейший товар: иногда пропущены некоторые специальные требования, предъявляющиеся к той именно заповеди, недостает намерения, так как в момент совершения действия человек не думал о том, что выполняет заповедь… Конечно, за такое деяние будет получена награда, как мы уже сказали; но все эти недочеты очень сильно снижают ценность исполненной заповеди. В торговле никогда не бывает, чтобы человек сам сбрасывал цену на свой товар, — наоборот, он будет стараться увеличить ее, насколько это возможно. Лишь потому это возможно, что мы из-за многих грехов наших вообще не считаем, что будущий мир стоит зарабатывать.
Поэтому — блажен муж, мудрый и разумный в своих деяниях, которые он сделал цельными: совершающий добрые дела потому, что они заповеданы Б-гом, и освящающий тем самым себя ради Б-га. Об этом говорит Писание: «Чтобы помнили вы и исполняли все заповеди Мои и были святыми Б-гу вашему» — то есть совершали бы действия лишь потому, что они заповеданы Б-гом.
Aгaeam Хесед, 2, 23
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.