Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Многоженство, Ришоним, Германия, Рав Александр Кац, Еврейская поэзия, Рабейну Гершом
Около 4750 /990/ года переехал из Франции в Германию и основал в г. Майнце ешиву, которая стала новым крупнейшим центром изучения Торы.
Его учеником был р. Гершом Меор агола (см.), глава следующего поколения мудрецов Германии и Франции.
Раби Гершом бар Йеуда (рабейну Гершом Меор агола; 4725-4800 /965-1040/ гг.) — выдающийся законоучитель и комментатор Талмуда.
Родился в Меце, главном городе Лотарингии. Учился у р. Йеуды Леонтина Акоэна (см.) в ешиве г. Майнца; после смерти учителя возглавил эту ешиву.
Ввел ряд алахических постановлений, наиболее важными из которых явились запрет многоженства и запрет разводиться с женой без ее согласия — эти постановления были приняты евреями Европы и соблюдаются до сих пор.
Р. Гершом ввел также запрет вносить любые изменения в текст Талмуда — он постановил, что любые поправки и уточнения можно размещать только на полях, но не в самом тексте.
Мудрецы называли р. Гершома Меор агола (Светоч диаспоры). Раши (см.) писал о нем: «Рабейну Гершом, благословенна память о святом праведнике, принес свет Торы евреям изгнания, и все мы живем речениями его уст, ведь все знатоки Торы в Европе — ученики его учеников».
Р. Гершом составил комментарий ко многим трактатам Вавилонского Талмуда, но сохранились лишь фрагменты этой работы — в большинстве изданий Талмуда они печатаются рядом с основным текстом.
Он был известен также как пейтан — поэт. Многие его элегии включены в состав литургии, в том числе знаменитый пиютЗехор брит, который произносится в канун Рош ашана.
Его ближайшими учениками были будущие наставники Раши: р. Яаков бар Якар (см.) и р. Ицхак бар Йеуда (см.).
Рабейну Гершом скончался в Майнце в 4800 /1040/ году.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Гедалия Спинадель
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.