Темы: Воспитание детей, Нетилат ядаим, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Подскажите, пожалуйста, некоторые вопросы по поводу малыша. В каком возрасте ему нужно делать утренний нетилат ядаим (омовение рук)? Пока он маленький, он постоянно в ночной туме (ритуальная нечистота)? Нужно ли родителям посреди ночи делать нетилат ядаим, вставая к кричащему малышу?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Обязанность омывать руки с утра после пробуждения распространяется как на мужчин, так и на женщин. Подробнее о том, как правильно омывать руки см. Почему утром мы омываем руки по очереди, а перед трапезой — два или три раза каждую руку?.
Необходимо, чтобы дети также омывали руки с утра (Мишна Брура 4:10). В книгах по Еврейскому Закону точно не определен возраст, с которого это следует делать. По мнению автора Мишны Бруры обязанность омывать руки связана с тем, что после ночи на руках остается ритуальная нечистота. Соответственно, пока не омыли руки, запрещено дотрагиваться до еды. Значит, и омывать руки ребенку необходимо с того возраста, когда он начинает дотрагиваться до еды руками.
Шулхан Арух а-Рав (4:2) дает другое объяснение: пока человек спит, его душа поднимается вверх, а тело наполняется ритуальное нечистотой. Когда утром он просыпается, душа возвращается в тело, ритуальная нечистота уходит и только на руках остается ее часть. Однако ритуальная нечистота входит только в то пространство, где до этого была святость. Соответственно, омовение рук становится обязательным только с 13 лет для мальчиков и 12 лет для девочек, когда они достигают совершеннолетия и их души приобретают настоящую святость. Далее Шулхан Арух а-Рав говорит, что возраст, с которого душа начинает приобретать святость, это возраст, когда ребенка начинают приучать к заповедям (приблизительно 6—7 лет). Получается, что уже с этого возраста ребенок должен омывать руки. А еще лучше — омывать ребенку руки с момента выполнения первой заповеди по отношению к нему, а именно, заповеди обрезания.
Многие величайшие раввины прошлого поколения также рекомендуют устрожать в этом случае соблюдение закона и начинать омывать детям руки уже с самого раннего возраста. Они объясняют, что это способствует успешному воспитанию детей и положительно влияет на их богобоязненность и способность к изучению Торы (Орхот Рабейну 3:194 от имени Хазон Иша, Тшувот вэ-Анhагот 2:1 от имени Рава из Бриска).
Следует отметить: всё сказанное относится к омовению рук с утра после ночного сна. После дневного сна для детей такой обязанности не существует (При Мегадим 4:7, Алихот бат Исраэль 1, прим. 22 от имени Рава Мойше Файнштейна).
Точно так же и мама после утреннего пробуждения должна омыть руки прежде, чем начнет заниматься ребенком, поскольку, как было сказано, после ночи на руках остается ритуальная нечистота. Поэтому до омовения рук нельзя дотрагиваться до «отверстий» в теле: рта, носа, ушей и т.п. Но когда мама просыпается ночью, чтобы дать ребенку соску или накрыть его, ей по многим мнениям разрешено это делать, даже не омывая руки. При этом необходимо также стараться не дотрагиваться до упомянутых выше органов (Алихот бат Исраэль 1:6).
С уважением, Яков Шуб
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Хаим Фридляндер
Родители, выросшие в нерелигиозном окружении, найдут для себя полезной эту книгу. Мифы демократического образования.
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Основные принципы воспитания детей»
Рав Ашер Кушнир
Рав Ашер Кушнир
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Запрещается пройти 4 ама (примерно два метра), не сделав омовение рук
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Барух Рабинов
Если кто-то делал омовение передо мной и не соблюл всех правил, вода на ручке ковшика нечиста?
Рав Шимон Соскин
Многим известен тот факт, что религиозные евреи утром после пробуждения омывают руки из специального сосуда, называемого «натла». Причем многие из них наполняют его водой и оставляют на всю ночь у кровати вместе с небольшим тазиком, чтобы иметь возможность омыть руки сразу после пробуждения, еще не встав с постели. Это омовение напоминает омовение рук перед едой с хлебом, однако его смысл несколько иной. В чем он?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его