Темы: Трапеза, Нетилат ядаим, Святость, Тума, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый рав!
Почему мы, когда просыпаемся, делаем омовение рук, по очереди их омывая, а перед тем, как есть хлеб, омываем по 2—3 раза (в зависимости от общины) каждую руку?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Существуют несколько причин, по которым необходимо делать омовение рук утром. Во-первых, из-за того, что во время сна человек непроизвольно дотрагивается до мест, которые обычно прикрыты одеждой (Рош, Брахот 9:23). Во-вторых, поскольку считается, что утром человек как будто бы создан заново (респонс Рашба 1:191). В-третьих, чтобы очистить их от «нечистоты»— руах ра, которая остается на руках после ночи, а также, поскольку во время сна душа покидает тело и оно остается во власти руах ра (Бейт Йосеф 4).
По всем мнениям, в первом случае необходимо сделать омовение рук три раза на каждую руку поочередно (один раз на правую, один на левую). Потому что только так можно очистить руки от руах ра, которая имеет особую силу, когда находится на руках с утра (Шаарей Тшува 4:20).
Хазон Иш в своем письме №4 пишет, что необходимо быть очень осторожным, тщательно выполняя все законы омовения рук с утра, поскольку это особый вид чистоты — таора, которая, в конечном счете, приводит к святости — кдуша.
Что же касается омовения рук перед трапезой, то это постановление царя Шломо и его раввинского суда. Постановление было принято по двум причинам (Мишна Брура 158:1). Во-первых, из-за необходимости есть труму (часть урожая, предназначенную коэну) в ритуальной чистоте. Поэтому коаним должны были омывать руки перед тем, как есть труму. И для того, чтобы приучить их делать это постоянно, постановили, чтобы даже простые евреи омывали руки перед трапезой с хлебом. И даже в наше время, когда коаним не могут есть труму, поскольку считаются ритуально нечистыми, это постановление остается в силе — ведь мы надеемся, что в скором времени Храм будет отстроен, поэтому евреи должны быть готовы есть в ритуальной чистоте.
Во-вторых, омовение рук необходимо для чистоты и святости.
Поскольку омовение рук перед трапезой связано не с руах ра,а только с ритуальной чистотой, то, в принципе, если на руках нет видимой грязи, достаточно на каждую вылить разом ревиит воды (86 мл. по мнению рава Хаима Ноэ или 150 мл. по мнению Хазон Иша). Однако, Мишна Брура (162:21) приводит мнение ранних комментаторов Райведа и Рашбо, которые полагают, что даже если первый раз на каждую руку вылили ревиит, необходимо омыть руки второй раз, чтобы очистить их от воды, которая стала нечистой от первого омовения.
Поэтому сегодня обычно большинство так и поступает: сначала два раза омывают правую руку, а затем два раза левую. Некоторые (по Кабале) делают это три раза. Однако если нет необходимого количества воды или ее тяжело достать, то достаточно омыть руки один раз, вылив ревиит на каждую руку, поскольку таково мнения большинства галахических авторитетов (Мишна Брура 162:21).
С уважением, Яков Шуб
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Запрещается пройти 4 ама (примерно два метра), не сделав омовение рук
Рав Шимон Соскин
Многим известен тот факт, что религиозные евреи утром после пробуждения омывают руки из специального сосуда, называемого «натла». Причем многие из них наполняют его водой и оставляют на всю ночь у кровати вместе с небольшим тазиком, чтобы иметь возможность омыть руки сразу после пробуждения, еще не встав с постели. Это омовение напоминает омовение рук перед едой с хлебом, однако его смысл несколько иной. В чем он?
р. Меир Фомичев,
из цикла «Еврейский закон»
Рав Бенцион Зильбер
Мы действительно получаем нечистоту, посетив кладбище, туалет и т.п.? И омовение рук снимает нечистоту? Или это просто ритуал?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
р. Меир Фомичев,
из цикла «Еврейский закон»
р. Меир Фомичев,
из цикла «Еврейский закон»
Рав Давид-Йеуда Вертлиб
Надо ли при этом делать омовение рук?
Рав Барух Рабинов
Если кто-то делал омовение передо мной и не соблюл всех правил, вода на ручке ковшика нечиста?
р. Меир Фомичев,
из цикла «Еврейский закон»
Рав Яков Шуб
После этого благословение становится напрасным?
Рав Яков Шуб
Если родители встают ночью к кричащему малышу, они должны омывать руки?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.