Здравствуйте! У меня возник вопрос, касающийся завязывания нитей цицит «малого талита». Я решила сделать мужу «малый талит» сама, но столкнулась с такой проблемой. В «Кицур Шулхан Арух» написано: «В “малом талите” делают два отверстия по обе стороны диагонали, идущей от угла талита. Четыре нити цицит, не сложенные вдвое, вдевают в одно из них и вынимают через другое. Таким образом, получается, что из каждого отверстия выходит пучок из четырех нитей; их связывают в узел, который оказывается плотно прилегающим к этим отверстиям» (даже рисунок прилагается). Вот только на всех покупных «малых талитах» моего мужа в каждом углу по одному отверстию, через которое продеты нити цицит и завязаны с краю талита. Как быть? Какой способ завязывания нитей является правильным? И почему написанное в «Кицур Шульхан Арух» расходится с тем, что мы покупаем в еврейских магазинах?
Большое спасибо за Ваш вопрос. Прежде, чем ответить на него, следует сделать важное замечание. В Шулхан Арухе (14:1) сказано, что женщина может делать цицит. Рамо, в свою очередь, приводит противоположное мнение и добавляет: поэтому изначально необходимо, чтобы цицит делал именно мужчина.
Спор заключается в том, как объяснить слова Торы (Бемидбар 15:37) в главе, где речь идет о заповеди цицит: «И скажи сынам Израиля…». По мнению Шулхан Аруха, слова «сыны Израиля» означают «евреи» — поэтому цицит, сделанный неевреем не будет кошерным. Рамо же считает, что слова «сыны Израиля» означают «еврейские мужчины» — поэтому цицит, сделанный женщиной, не будет кошерным.
Поэтому на практике у ашкеназим не представляется возможным, чтобы цицит делала женщина. Во многих общинах сефардских евреев также не принято, чтобы циицт делала женщина (Бен Иш Хай, гл. Лех леха 2).
Что же касается количества отверстий в циците, это также зависит от обычая. Литовские и сефардские общины обычно делают одно отверстие, а многие хасидские общины — два.
С уважением, Яков Шуб
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Яков Шуб
А если живёшь среди неевреев?
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Бенцион Зильбер
Я слышал через «третьи руки», что один раввин высказал сомнение на этот счёт…
Рав Яков Шуб
Можно носить поменьше?
Рав Бенцион Зильбер
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Этот тест прошли 169 раз
Тест по главам второй книги Пятикнижия — Шмот
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Овадья Климовский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Этот тест прошли 259 раз
Вопросы для цикла уроков рава Моше Пантелята по книге Торы Шмот
Рав Моше Пантелят
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»