Темы: Суббота, Спорт, Берл Набутовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! У меня один большой вопрос: Можно ли в Шабат купаться в бассейне? Я уже прочитал, что нельзя, поскольку МБ (автор комментария Мишна Брура) пишет, что купаться в реке нельзя, потому что намокнут волосы. Но мне интересно разобраться в этом вопросе поподробнее. Являются ли мокрые волосы единственной проблемой? То, что сказал МБ, является его личным постановлением? По МБ могу ли я купаться в плавательной шапочке? Спасибо за ответ!
При купании в субботу могут возникнуть следующие проблемы:
1. Можно случайно брызнуть водой так, что капли вылетят из водоёма, в котором Вы купаетесь, и приземлятся в общественном владении (решус а-рабим). Это одна из работ, запрещённых в субботу —тильтуль(«перенос»).
2. Даже если водоём находится в частном владении и нет опасения, что брызги вылетят за пределы этого владения, может быть, следует опасаться, что человек привыкнет плавать в субботу и в одну прекрасную субботу пойдёт поплавать в реке. И брызнет там водой, совершив нарушение, описанное в предыдущем пункте.
3. Плавание похоже на мытьё, а мытьё в горячей воде запрещено мудрецами, так как для него необходимо нагревать воду в субботу.
4. Для того чтобы использовать посуду, купленную у нееврея, необходимо окунуть её в воду. Так как окунание делает посуду пригодной к использованию, оно напоминает ремонт, исправление посуды, что запрещено в субботу. Возможно, то же самое следует сказать и об окунании человека в воду.
5. Выйдя из воды, можно случайно выжать волосы, нарушив, таким образом, запрещение выжимать (работа «выжимание» является «производной» от работы даш — «молотить»).
6. Выйдя из воды, можно случайно пройти четыре амот («локтя») в общественном владении с мокрыми волосами и таким образом нарушить запрет «переноса». Так как «носить» воду в волосах — не обычный способ её переноса, это будет только нарушением постановления мудрецов.
7. Увлекшись купанием, можно попытаться соорудить плот или спасательный круг.
8. Купание — это занятие, не соответствующее духу субботы, относится к так называемым увдин дэ-холь («будничным делам»).
Теперь давайте попытаемся рассмотреть эти проблемы по порядку.
1. Если бассейн находится во дворе или в доме, нет опасности, что брызги вылетят из одного владения в другое. Эта опасность существует в основном в естественных водоёмах.
2. См. пункт 7.
3. Если Вы плаваете в холодной или прохладной воде, это не может быть уподоблено мытью, и не запрещено. Тем не менее, см. дальше пункт 7.
4. Человек — не сосуд. Даже если ему необходимо окунуться в миквэ, чтобы очиститься, это не похоже на починку или производство сосудов или инструментов.
5. Можно решить проблему выжимания разными способами — коротко постричься (брить наголо можно только некоторые участки головы) или, как Вы уже предложили, надеть шапочку и т.п. Но на самом деле мы видим, что без этого можно обойтись. Ведь есть немало общин, где принято, чтобы мужчины окунались в миквэ каждое утро, включая субботу. Им разрешают это делать при условии, что они остерегутся выжимать волосы. Конечно, им разрешили окунаться в миквэ не просто так, а ради духовного очищения. Поэтому не очевидно, что это разрешение можно отнести также к плаванию или купанию в бассейне.
6. См. предыдущий пункт.
7. Этот пункт я бы хотел разобрать более подробно. В Мишне в Трактате Бейца (глава 5, мишна 2) сказано, что мудрецы запретили плавать в воде. Талмуд (Бейца 36 б) объясняет, что мудрецы опасались: человек, увлёкшись плаванием, соорудит плот (по Раши) или спасательный круг (по Тойсфос). В трактате Шаббес (лист 40 б) говорится, что это запрещено только при плавании в водоёме с земляными или песчаными берегами. А если у водоёма твёрдые берега (как, скажем, в современном бассейне, — из бетона), то плавать там не запрещено. Комментаторы объясняют смысл этого разрешения. Так как такой водоём больше похож на сосуд, чем на реку, не существует опасения, что человек попытается соорудить приспособление, которое поможет ему плавать. Так же нет опасения, что человек придёт к выводу, что в реке плавать также разрешено. Шулхан Орух (Орах Хаим 339, 2) пишет так: «Нельзя плавать в воде, даже в бассейне, который находится во дворе, т.к. вода выплёскивается за пределы бассейна, а это похоже на реку. А если бассейн окружен стенкой, то можно, т.к. даже вода, которую разбрызгивают, не может вылететь за пределы бассейна из-за стенки. И такой бассейн похож на сосуд, поэтому не нужно опасаться, что (человек) сделает себе плот (или спасательный круг)». Получается, по мнению Шулхан Оруха в современном бассейне можно плавать! Тем не менее, Хайей Одом (Законы Субботы, гл. 44, пункт 20) пишет, что в бассейне плавать нельзя. Современные галахические авторитеты (см., например, Рав Нойверт, Шмирас Шабас кэ-Илхосо, гл. 16, пункт 39, Пискей Тшувос 339, 2) пошли по стопам Хайей Одом и запретили плавать в бассейне в субботу. Причина: в наше время не принято мыть всё тело даже в холодной воде, и даже просто погружаться в холодную воду разрешили только тем, кто ежедневно ходит в миквэ. И даже в миквэ следует только быстро окунуться и сразу выйти. Плавание в бассейне было бы нарушением этой традиции.
8. Плавание в бассейне не соответствует духу субботы, это ещё одна причина, по которой современные авторитеты не разрешают плавать в бассейне в субботу.
Надеюсь, мне удалось прояснить Вам этот вопрос. Хочу добавить: тому, кто очень сильно страдает от жары и привык каждый день плавать в холодной воде, чтобы остыть, разрешили окунуться в холодную воду даже в субботу. Конечно, даже если Вам очень жарко, лучше всего не погружаться полностью в холодную воду, а облить ею разные части тела по отдельности. При этом не стоит обливать те места, где растут волосы.
С уважением, Берл Набутовский
Читайте:
Рав Яков Шуб
Почему мудрецы запретили мыться в субботу горячей водой?
Рав Берл Набутовский
Что надо читать, чтобы найти пропавшего?
Рав Шрага Симмонс
Мне было 11 лет, и я обожал спорт. Я мог часами слушать и смотреть репортажи с игр моих любимых команд. Очередная Олимпиада была важна не только из-за участия в ней первоклассных спортсменов. Раз в 4 года у меня появлялась возможность болеть за «еврейскую сборную» — спортсменов, представляющих Израиль.
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Ашер Кушнир
Рав Берл Набутовский,
из цикла «Книга Йона»
Рав Ашер Кушнир
Рав Яков Шуб
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Яков Шуб
Рав Берл Набутовский
Всевышний рассеял евреев по миру. Мудрецы Израиля позволили поддержать дух в теле народа.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его