Темы: Обет, Яков Шуб, Община, Обычай
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, Рав Шуб! Почему должны соблюдать некоторые религиозные обычаи так же, как и заповеди? В каких источниках написано про обязательное соблюдение обычаев? Спасибо.
Большое спасибо за интересный вопрос. Мин-агим (обычаи) — краеугольный камень иудаизма, они скрупулезно соблюдаются еврейским народом из поколения в поколение. Некоторые обычаи соблюдаются всем еврейским народом, другие — только представителями определенных общин. Можно встретить и обычаи, которые соблюдаются только в определённом месте или даже в какой-то отдельной семье. Рассмотрим вкратце, какой статус имеют обычаи с точки зрения еврейского Закона.
Гмара (Нэдарим 15а, 81 б) обсуждает этот вопрос и приходит к заключению, что обычай имеет статус нэдера (обета). Как известно, при определенных условиях существует возможность освободиться от принятого обета, совершив процедуру атарат нэдарим («разрешение обетов»). Естественно спросить: если мы утверждаем, что обычай имеет статус простого обета, помогает ли атарат нэдарим освободить человека от соблюдения какого-либо обычая? Мнения ришоним (ранних комментаторов) по этому вопросу разделились. По мнению Рашба, обычай отличается от простого обета, поэтому его невозможно отменить с помощью атарат нэдарим. Рош же считает, что это возможно. Закон в данном случае следует второму мнению (Шулхан Арух, Рамо, Йорэ Дэа 214:1).
Но это правило распространяется не на все обычаи. Гемара (Псахим 50 б) сообщает: у жителей определенного места было принято не ездить в соседний город на ярмарку, т.к. базарный день там был в йом шиши (пятницу). Этот обычай был установлен для того, чтобы не отвлекаться от подготовки к субботе. Они пришли к Раби Йоханану с просьбой разрешить им поехать на ярмарку в пятницу. Основание для просьбы было такое: их праотцы могли позволить себе не ездить на ярмарку, поскольку были богатыми, а у них самих нет возможности так поступать. Раби Йоханан ответил, что им по-прежнему нельзя ездить на ярмарку в пятницу, поскольку такой обычай приняли на себя их предки, как сказано: «…и не отказывайся от учения матери твоей» (Мишлей 1:8).
Рамбан, один из самых авторитетных ранних комментаторов, объясняет: из данной Гмары следует, что обычай, принятый отцами, является обязательным для их потомков, даже если потомки не заявляли о том, что принимают на себя этот обычай. Таким образом, ясно, что обычай, который сохранялся несколько поколений, имеет более высокий статус, чем просто обет, поскольку здесь прибавляется еще один фактор — «и не отказывайся от учения матери твоей». Соответственно, он автоматически распространяется на последующие поколения, и его невозможно отменить с помощью процедуры атарат нэдарим, поскольку эта процедура актуальна только для поколения, в котором был установлен данный обычай (Маршдам, Йорэ Дэа 40, Маарик 144). Риваш (респонс 399) считает, что данное правило распространяется только на обычаи, которые были приняты какой-то общиной, но не распространяется на обычаи отдельного человека.
Многие обычаи имеют целью построить «ограду» для какого-либо закона Торы, например, обычай ашкеназим не есть китнийот в Песах. Другие обычаи установлены в память каких-то событий, например, множество обычаев связано с разрушением Храма. Существуют обычаи, происхождение которых нам точно не известно. Но даже такие обычаи евреи скрупулезно соблюдают из поколения в поколение, поскольку еврейский народ — «пророки, дети пророков» и все, что они делают, несёт в себе частицу святости (см. Гемара Псахим 66а).
Символично, что для определения данного закона Гемара использует стих из Мишлей (1:8) «…и не отказывайся от учения матери твоей». Действительно, законы обычно логичны, обоснованы и за их соблюдение больше ответствен отец (ведь именно на нём, в основном, лежит обязанность воспитания сына, как сказано вэ-шинантам ле-ванеха — «…и будете обучать им сыновей своих»). А обычаи, в отличие от законов, это своего рода «материнская Тора», которая больше основана на чувствах и предается через теплоту еврейского дома.
С уважением, Яков Шуб
Рав Бенцион Зильбер
Накануне Рош а-Шана принято произносить формулу освобождения от обетов. Те, кто не владеют ивритом, могут воспользоваться сокращенным текстом на русском языке.
А. Фейгин
Репатрианты из России, впервые оказавшись в религиозном районе Иерусалима, Бней-Брака, Цфата или Ашдода, испытывают настоящий культурный шок при виде толпы, одетой в черное, при виде сюртуков и шапок, скроенных по последней моде начала позапрошлого века. Первый вопрос, который задают «русские»: «Почему?!»
Рав Ашер Кушнир
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Книга нашего наследия
Рав Овадья Климовский
Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Индивидуальное искупление и общинное искупление
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Матот»
Рав Натан Агрес
Откуда взялись разные обычаи?
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?