Есть ученые, которые называют наше время «Эпохой правления детей». И на самом деле, по-видимому, никогда прежде в истории не складывалась ситуация, когда дети повелевают и управляют родителями, вместо того чтобы родители направляли и воспитывали своих детей. Получаемые нами результаты много хуже тех, которых достигали наши родители и предки. Наши предки, создавшие еврейские дома, — еврейский отец и еврейская мать — вырастили великих известных во всем мире людей. Не мы это утверждаем: посмотрите в любую книгу по всемирной истории: именно сыны нашего маленького народа — гонимого, преследуемого и рассеянного между народами — сыграли выдающуюся роль во всемирной истории, и эти великие люди вышли из еврейского дома, созданного еврейским отцом и еврейской матерью.
А что мы видим в нашем поколении? Мы видим все больше и больше детей настырных и непослушных, детей, делающих все, что им заблагорассудится. Все больше и больше детей, чья жизнь направляется могущественными «хочу» и «не хочу». Сегодня считается нормой, что дети не хотят вставать утром, не хотят одеваться, не хотят есть, что им подают, или, наоборот, едят слишком много, ссорятся и дерутся, не хотят делать уроки, не хотят идти спать, и вообще порождают кучу не виданных прежде проблем, среди которых видное место занимают болезни нервного и психического происхождения. А в более серьезных случаях дети становятся раздражительными, легко впадают в гнев, бьют родителей — сегодня это далеко не редкость! На подростков нет никакой управы: они не хотят даже разговаривать с родителями, и большой процент их покидает родительский дом. И самое трагическое: мы являемся сегодня свидетелями преступности среди молодежи в таких размерах, которые никогда прежде не были известны истории. Судьи, криминалисты, социальные работники — все они сообщают о постоянно растущих цифрах молодежной преступности. Так что не остается никакого сомнения, что сегодня мы достигает несравненно худших результатов в воспитании детей, чем предыдущие поколения.
Раньше родители еще знали, что им делать со своими детьми. Но теперь… Вот перед нашим взором разыгрывается типичная жанровая сценка: мать хочет надеть хитуль (подгузник — для тех, кто не знаком с израильскими реалиями) на своего малыша нескольких месяцев от роду, а он не желает — ему вздумалось сейчас поиграть. Мама говорит: «Давай наденем хитуль», а малыш за свое: «Хочу играть!» И он-таки не дает матери его обхитулить. Та в слезах звонит своей матери: «Мама, я не знаю, что мне с ним делать?» Взрослая женщина двадцати с лишним лет не знает, что ей делать со своим младенцем, но этот самый младенец очень хорошо знает, что ему делать со своей мамой. Такие вещи почти не были известны в прошлом, это и в самом деле явление современное. Кто-то из великих воспитателей прошлого сказал: «С переходом от авторитарных режимов к либерализму, муж потерял власть над женой, отец не знает, что ему делать с матерью. А мать перестала понимать, что ей делать с отцом. И когда оба они перестали понимать, что им делать друг с другом, они перестали понимать, что им делать со своими детьми. Единственные, кто в этом запутавшемся поколении знают, что им делать — это дети. Они очень хорошо знают, что им делать со своими родителями».
И сегодня единственные счастливые люди на земле, те, кто добиваются желаемого, это дети. Напротив, среди родителей мы находим очень много отчаявшихся, подавленных людей, с горечью заявляющих: «Нет, не об этом ребенке мы мечтали! Не об этом ребенке мы молились!»
Как же мы дошли до таких печальных результатов? Как мы дошли до такого положения, при котором родители настолько отчаялись и разочаровались, что заявляют: «Ну, что же делать? Дети вообще таковы!» Безусловно, это неверно. Если бы это было так, отчего же в течение всех предыдущих поколений дети не были «таковы»? Нет, дети не таковы. Они стали такими в нашем поколении. Так как же мы пришли к столь печальным результатам?
Элвин Тоффлер в своей книге Шок Будущего дает один из самых известных ответов на этот вопрос. Он объясняет такую печальную метаморфозу небывалыми изменениями в окружающей человека социальной среде, которые привели к самому настоящему шоку, неспособности человека переварить количественно и качественно изменившиеся потоки информации. До самого недавнего времени человеческая история двигалась неторопливыми темпами. И только наше поколение столкнулось с колоссальными и все убыстряющимися процессами, подвергшими стремительным изменениям мир вокруг нас: в течение нескольких лет буквально все становится неузнаваемым: люди, вещи, технология, соседи,.. В нашем поколении темп изменений столь высок, что то, что было верным когда-то, вовсе не обязательно является истинным сегодня. Эти стремительные изменения привели к тому, что появились люди, которые поставили под сомнение истины, остававшиеся неизменными и неоспоримыми сотни и тысячи лет. «Кто сказал, что семья необходима? Кто сказал, что вообще нужно жениться? Кто сказал, что нужно растить детей? Кто сказал, что семья состоит из отца и матери? Кто сказал, что родители должны обладать властью над своими детьми? Кто сказал, что они должны их воспитывать? Кто сказал, что любовь должна замыкаться на ком-то, может быть она должна быть свободной? Все эти “быть может” берут свое начало в тех резких изменениях, которые за последние десятилетия произошли в окончательно сбитом с толку человечестве. И вот наше поколение явилось первым поколением, при котором жизненные ценности, когда-то переходившие естественным порядком из рода в род, перестали передаваться. Предыдущие поколения принимали друг у друга эстафету исторической идеи — сын от отца и дочь от матери. Сегодня мы смотрим на наших родителей, как на древние окаменелости, находящиеся от нас на расстоянии не одного, но десятков поколений. Сегодня нам кажется, что нам вообще нечему у них учиться! Как если бы мы родились в пустом мире, в мире, лишенном живых людей — носителей исторических ценностей. Родители предыдущих поколений потому и становились хорошими родителями, что им было у кого учиться. Наше поколение в упор не видит, у кого ему учиться. В прошлых поколениях и идеи-то такой не было, что необходимы специальные курсы для родителей, потому что каждый мужчина естественным образом учился у своего отца, и каждая женщина у своей матери. Сегодня эта естественная цепь разорвана, и сын даже не понимает, чему он может учится у своего отца, а дочь у своей матери. И вот мы получили первое в истории поколение родителей, которое не знает, что ему делать со своими детьми.
Одной из характернейших черт современного западного общества является важная роль, которую играют в нем наука и технология. И в самом деле, технология правит нашей жизнью. И эта власть технологии над нами привела к тому, что общество сделалось весьма и весьма совершенным с точки зрения технологии, и многие люди успешно пользуются ее плодами. Но в той же мере, в какой мы сблизились с технологией, мы удалились от человека, и по мере того как мы делались все большими специалистами в компьютерах, средствах связи и передвижения, мы делались все меньшими специалистами в том, как быть мужем, женой, как вообще ладить с другими людьми. Сегодня мы хорошо знаем, как обращаться с магнитофоном, автомобилем или самолетом. Много меньше мы знаем о том, как нам обращаться с нашими детьми. Это обстоятельство находит свое яркое выражение, например, в семинарах для родителей. Многие, даже очень многие родители приходят на такие семинары в надежде получить простые, легкие ответы на сложные вопросы. Немало родителей надеются, прослушав одну-две лекции, получить ответы на все волнующие их вопросы: как сделать так, чтобы дети с охотой вставали утром, чтобы не вели себя нагло, чтобы без скандалов шли спать вечером, чтобы не было проблем в школе — просто они прослушают лекцию и пойдут домой, наконец-то зная очень хорошо, что им нужно делать. Если бы проблема была научной или технологической, им бы такое даже не пришло в голову: ведь мы не ожидаем, что, прослушав одну лекцию по самолетостроению, люди окажутся в состоянии строить самолеты! И вместе с тем в наших головах очень хорошо умещается мысль, что после одной лекции по семейным проблемам мы будем хорошо знать, что нам делать с женой, мужем или детьми. Получается, что муж, жена или ребенок — устройства много более простые, чем самолет. И такой подход сегодня превалирует. Его разделяет подавляющее большинство родителей, искренне считающих, что именно таким образом и с такими затратами времени и сил они станут высококачественными родителями. Но дело обстоит еще хуже: очень многие родители не готовы даже на такие скромные усилия, даже на одну лекцию.
Наше современное технологическое общество отличается от обществ прежних времен тем, что сегодня практически любое занятие требует предварительного обучения. И врач, и инженер, и учитель и автомеханик — все должны учиться ремеслу, каждый на свой лад. Единственная профессия, которую не изучают ни в одной из школ, — как быть отцом и как быть матерью. А до того, как не учат быть родителями, не учат и как быть женой и как быть мужем. Мы снова имеем дело с вопиющим парадоксом: ведь каждая школа призвана готовить своих учеников к тому, чем они займутся после ее окончания. Мединститут готовит врачей, которые после окончания института будут лечить людей, школа автомехаников готовит автомехаников. Поэтому можно было бы предположить, что школа, готовящая детей к взрослой жизни, к жизни в семье, жизни в обществе, первым делом станет учить их тому, что такое семья и как люди живут в семье, как быть женой и как быть мужем, как быть родителями. Но это как раз та единственная профессия, которую не изучают нигде! В этом вопросе мы продолжаем жить старыми мерками, по которым, однако, эту важнейшую профессию не изучали в школе, потому что в этом не было нужды!
Тут, пожалуй, пахнет не только парадоксом: если хорошенько подумать, то мы различим в таком положении вещей странный абсурд. Психологи утверждают, что современное общество есть общество больное, общество невротиков, понимая под неврозом широкий класс психических болезней. Некоторые идут еще дальше и называют наше общество психопатическим. Давайте все-таки последуем за психологами-оптимистами, считающими наше общество невротическим. Одной из характерных особенностей невроза является тот факт, что невротик “живет там, где его нет, и не живет там, где он есть”. Он живет “в потом” и в “не здесь”. То есть, такой человек никогда не доволен тем положением, в котором он находится. Он постоянно считает, что он должен находиться в другом месте, и в другом времени, и быть ему полагается не тем, кем он является и т. д.
Такой же подход мы с самого начала жизни внедряем в голову ребенку, чему бы он ни учился и в какое бы заведение школу ни ходил. Вот он идет в детский сад, и что же мы ему говорим: “Очень хорошо, что ты идешь в садик. Но знай, что детский сад — это ступень подготовки к первому классу”. То есть, ты находишься здесь не для того, чтобы быть здесь, но ты находишься здесь для того, чтобы быть там, в первом классе. А когда ребенок приходит в первый класс, мы устраиваем большой праздник, покупаем ему портфель, пенал, форму, а потом говорим: “Знай, что ты идешь в первый класс не для того, чтобы быть в первом классе. Первый класс — это подготовка ко второму классу”. И так далее: второй класс готовит к третьему, третий к четвертому… и когда он взрослеет, кончает двенадцатый класс и готовится к выпускным экзаменам — нам кажется, что слова “аттестат зрелости”, “экзамен на аттестат зрелости” рождают ассоциацию, предположение, что дело идет к завершению некоего процесса. Однако хорошо известно, что скажут папа и мама своему ребенку в канун выпускных экзаменов: еще одно усилие, еще несколько недель, месяцев труда и... что? завершение? конец? Нет! — у тебя будет входной билет в университет! То есть, и аттестат зрелости, в конце концов, есть подготовка к университету.
Наш молодой человек заканчивает школу и успешно поступает в университет. Проходит несколько лет, и вот он получает первую академическую степень. Хорошо? Ну что вы, первая степень — это только подготовка к получению второй степени. И эта сфера человеческой деятельности не избежала инфляции: у кого сегодня нет первой степени? Наличие первой степени еще ни о чем не говорит. Кроме того, первая степень — это вообще еще не профессия. Весь ее смысл состоит в том, что она подготавливает человека к получению второй степени. А вторая степень — короткая остановка на пути к третьей степени… Третья же степень предваряет работу, но когда человек начинает работать, выясняется, что его считают начинающим специалистом, которому необходимо набраться опыта и т. д. и т. д… И когда человек в свои 65 получает письмо, в котором ему сообщают о предстоящем выходе на пенсию и благодарят за ценный вклад в деятельность организации, он чувствует, что он только-только начал трудиться. И вообще почему после стольких лет подготовки его отсылают домой?
Это и есть жизнь невротика. Ни разу такой человек не был там, где он был; всю жизнь он только готовился, готовился быть “там”, а не “здесь”. Он не живет там, где он живет, он живет там, где он не живет… Он не находится там, где он находится, он находится там, где он не находится… Но ведь нельзя находиться там, где тебя нет, и получается, что он теряет оба мира: он не “здесь”, потому что хочет быть “там”, но он и не “там”, потому что он — “здесь”. Так в общих чертах психологи объясняют нам сущность человека невротического общества. Однако, если мы поразмышляем на эту тему, то увидим в таком подходе к жизни и преимущества: невротический подход учит нас заглядывать вперед, планировать, а планирование, как известно, штука полезная, помогающая человеку жить. И хорошее планирование в состоянии обеспечить качественное исполнение. Значит, планирование — это хорошо?
Теперь вообразите себе медицинский институт, в котором преподают алгебру, геологию, географию, грамматику, историю геометрию, зоологию, арифметику, природоведение, краеведение, литературу, французский язык, компьютеры, рукоделие и пение, но не преподают терапию, анатомию, фармакологию и другие необходимые врачу предметы. Или, более точно, преподают все, что душе угодно, кроме того, что нужно для лечения людей. Конечно, мы с вами скажем: какой же это мединститут? А если на курсах автомехаников будут преподавать алгебру, грамматику, историю, геометрию, биологию, арифметику, природоведение, краеведение, экономику, язык, компьютеры, Танах, литературу, физику, ритмику, рукоделие и пение, но не будут изучать двигатель автомобиля: как он устроен, как он работает и как его чинить, и вообще не буду преподавать ничего, что связано с автомеханикой, то мы скажем: «Позвольте, какая же это школа автомехаников!?
Именно такое положение и существует в нашей системе образования. И в самом деле долгие годы по нескольку часов в день учатся наши дети. Им преподают алгебру, биологию, географию, грамматику, историю, геометрию, зоологию, арифметику, природоведение, краеведение, экономику, язык, компьютеры, Танах, всемирную литературу, физику, французский, рукоделие и пение и еще, и еще, и еще, и еще что-нибудь на внеклассных занятиях, но их совершенно не учат тем вещам, которыми займется большинство из них по окончании школы. Ведь вскоре после того как наши дети окончат школу, почти все они женятся и выйдут замуж, создадут семьи, станут родителями, но единственное, чему сегодня не учат нигде, это как быть женой, как быть мужем и как быть родителями. Так чему же мы удивляемся, наблюдая самый настоящий развал семейной жизни: ведь наши семейные дела находятся в руках дилетантов. Если у станка поставить необученного рабочего, так он и работать толком не сможет, да еще и оборудование будет ломать! Безусловно, через короткое время такого работника уволят.
В современном мире для работы по многим специальностям требуется разрешение соответствующих ведомств: электрик должен иметь разрешение на работу, и автомеханик должен иметь разрешение на работу, адвокат должен иметь разрешение на работу, и что уж там говорить о враче — всем необходимо получить разрешение на работу. Единственный род деятельности, для занятия которым не требуется никакого разрешения — это быть мужем и женой, быть родителями. Сегодня каждый может свободно жениться, жить семьей, родить детей и делать все это на вызывающе непрофессиональном уровне, как будто нет на свете ничего менее важного, чем семейная жизнь, как будто она и вовсе не требует никакой квалификации! Есть такие профессии, за занятие которыми без соответствующего разрешения, привлекают к суду. Родители? Они могут делать со своими детьми все, что заблагорассудится, и никто не вправе даже пискнуть!