Темы: Изучение Торы, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый рав Овадья Климовский. Я слышал, что в иудаизме есть свои эффективные методы для запоминания текстов. Если можно, то расскажите. Как правильно организовать время для чтения Торы, трудов мудрецов, пророков, другой полезной литературы? В какое время это лучше делать? Хочется побольше узнать и запомнить, чтобы применять знания в повседневной жизни. Б-жьих Вам благословений. С уважением, Юрий
Здравствуйте, уважаемый Юрий!
Большое спасибо за теплые слова и очередной интересный вопрос.
1. Сегодня, как я слышал, уже доказано, что еврейский метод учебы весьма эффективен для запоминания материала. Суть его проста — ешиботники всегда читают текст Талмуда и комментариев вслух, причем нараспев, основные книги даже приобрели с годами собственное подобие мелодии[1], которая повторяется при чтении. Разумеется, такое чтение не позволяет сосредоточиться на глубоком смысле материала, поэтому оно прерывается длительными паузами, во время которых ученик, молча, обдумывает прочитанное. Но оно идеально для того, чтобы сам текст зафиксировался в памяти, это очень полезно в дальнейшем, когда во время изучения комментариев человек хорошо помнит, что написано в основном тексте. Если это не так, комментарии воспринимаются как отдельные, зачастую не очень ясные отрывки, и польза от их изучения несравнимо меньше. Гораздо удобнее помнить, к какому месту в Талмуде или Мишне они относятся. Кроме того, у нас принято многократно повторять материал, прежде чем углубиться в его изучение. Наибольшего эффекта в запоминании можно достичь, если повторять небольшие отрывки вслух, с закрытыми глазами. Более подробно об этом можно прочитать в книге Керем Йеошуа.
2. О том, как распределить своё учебное время, писали еще мудрецы эпохи средневековья (ришоним), и Шулхан Арух (Йорэ Дэа 246) приводит их слова, суть которых сводится вкратце к следующему: выделенное для учебы время[2] следует разделить на три части. Треть — на изучение Письменной Торы, треть — на изучение Устной как Закона, и треть — на углубленное понимание того, как выводятся эти Законы, то есть на занятия Гмарой. Когда же человек уже преуспел в изучении Писания и Законов, следует большую часть времени посвящать изучению Гмары, не запуская повторения остального. Тому же, у кого времени на учебу мало, стоит в первую очередь учить Законы, иначе он не сможет их исполнять. В наше время принято уже в молодости посвящать большую часть времени Талмуду, в котором на самом деле есть все. В дальнейшем каждый выбирает себе учебное заведение в соответствии со своими предпочтениями — кому-то больше нравится погружаться в бесконечную глубину логики Талмуда, кому-то больше подходит подробное изучение Законов, а кто-то достигает после этого и такого уровня, что может приобщиться к некоторым книгам, которые позволят глубже понять Тору и устройство мира.
3. От имени Аризаля различные авторы приводят, что не рекомендуется читать Письменную Тору ночью. Есть спор законоучителей о том, насколько это правило строго и какие из него существуют исключения. Но если изучают Письменную Тору с комментариями, то это уже Устная Тора, и к изучающим нет претензий. Автор ответов Бэ-цель а-Хохма пишет: тому, кто ещё не способен учить Мишну и Гмару, однозначно следует разрешить читать Письменную Тору по ночам, чтобы не оставить его на это время вовсе без изучения Торы.
С уважением, Овадья Климовский
[1] Про Письменную Тору и говорить нечего, все ее 24 книги имеют собственные мелодии, ноты которых прописаны для каждого слова — хотя в тексте свитков их нет, так же, как нет и огласовок. До недавнего времени многие помнили наизусть весь Танах с этими нотами.
[2] Примечательно, что Рамбаму, например, было просто представить, как работающий человек находит время учиться 9 часов в день, работая, правда, всего 3. В наше время, однако, это означает, что тот, кто работает по 8 часов в день, вполне способен учиться еще 4!
Читайте: Изучение Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Мы должны брать пример с Аарона, брата Моше. Он мирил людей, поэтому в Торе в качестве родословной упомянуты его потомки.
Рав Овадья Климовский
От чего будет зависеть ход событий?
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Овадья Климовский
Армия и ешиботники
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Ашер Кушнир
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Мендель Агранович
Из каких частей они состоят?
Рав Овадья Климовский
Я имею в виду, в самом начале кто это сделал и зачем?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его