Темы: Грех разведчиков, Любовь, 15 Ава, Месяц Ав, Ури Калюжный
15-го Ава – радостный день. Как говорит Мишна в трактате Таанит, это был один из двух самых лучших дней в году: первый – Йом Кипур, в который Всевышний прощает евреям грехи и очищает их от накопившейся духовной нечистоты, второй – 15-го Ава. Чем же выделяется этот день?
На 15-е Ава приходится несколько знаменательных событий. Общее в них – счастливая любовь. Во-первых, в этот день отменили запрет на браки между коленами Израиля (при входе в Землю Израиля евреи опасались, что если женщина выйдет замуж за мужчину из другого колена, может оказаться, что она унаследует землю своего отца и передаст её по наследству мужу, и окажется, что земля эта перейдёт в другое колено), в этот день (через много лет) разрешили выдавать девушек замуж в колено Биньямина (см. Танах), в этот день «перестало умирать поколение пустыни».
Как известно, Всевышний вывел еврейский народ из Египта, чтобы дать нам Тору и привести в Землю Израиля – служить ему посредством изучения Торы и исполнения заповедей. Как известно, евреи зайти в Землю Израиля побоялись. Это было в роковую ночь на 9-е Ава. Этим евреи очень обидели Б-га. Он от них, в буквальном смысле, отвернулся. Конечно же, облака продолжали бережно окружать их стан, ман непрерывно падал, вода лилась из чудесного колодца, – но всё это было лишь для того, чтобы переждать 40 лет, за которые должно было вымереть всё это поколение, и только детям их было обещано, что они таки зайдут в Землю Израиля.
Так рассказывает Мидраш про эти годы:
Каждый год, вечером перед 9-м Ава, раздавался голос по всему лагерю – стану евреев в пустыне: «Выходите копать». И все, кто ещё был жив из того поколения, – выходили в пустыню, выкапывали себе могилы и ложились в них. Утром многие не вставали. Так продолжалось из года в год. И только в последний раз вдруг оказалось, что в ночь 9-го Ава никто не умер. Они подумали, что, может быть, ошиблись в счёте дней, и остались лежать в вырытых могилах и на следующую ночь. Так продолжалось до 15 Ава, – это середина месяца и, следовательно, полнолуние. Ошибки быть не может, – 9-е Ава прошло.
Я долго не мог понять эту историю. Мысль о людях, которые сами рыли себе могилы, не давала мне покоя. Что толкало их на это?
Но однажды, размышляя о любви, я понял. Ведь речь идёт тут о людях… которые видели, как расступились воды Красного моря (и, как рассказывают наши Мудрецы, вместе с этим расступились и небеса, то есть та пелена, которая обычно скрывает духовные миры от нашего взора), о людях, которые стояли у горы Синай и слышали голос Всевышнего… Эти люди познали высшее наслаждение непосредственного (в той мере, как это возможно в нашем физическом мире) контакта с Б-гом.
Оказавшись потом отторгнутыми от Него, они, как мне кажется, потеряли вкус к жизни. И рыли они себе могилы не по какому-то жестокому приказу, а в надежде умереть. Это единственный путь приблизиться к Б-гу, который остался у них.
И, если я прав, то очевидно, полная луна, осветившая их могилы, означала для них больше, чем просто тот факт, что 9-е Ава прошло. Она показала им, что они прощены, что они могут зайти в Землю Израиля, учить Тору, выполнять мицвот, чувствовать близость Всевышнего.
Таким он и остался на века, день 15 Ава – день счастливой любви.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»