Темы: Ог, Моше, Мидраш, Чудеса, Овадья Климовский, Великаны
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВот тут написано: Дварим, 3 глава, 11 стих: «Ибо только Oг, царь Башана, остался из останка рефаим. Вот ложе его, ложе железное это, в Рабате сынов Амона оно: девять локтей его длина и четыре локтя его ширина, по локтю мужа». Коммент Раши: «по локтю мужа. По локтю Ога (а не среднего человека)». Вопросы:1. Чему равен локоть Ога примерно? 2. Зачем в Торе упоминаются размеры ложа? 3. Какой был рост Ога примерно? Если ложе было 9 локтей в длину? 4. Ложе это кровать, на которой он лежал? Эрик
Здравствуйте, уважаемый Эрик!
1. Мидраш а-Гадоль описывает победу Моше над Огом так: Моше был 10 локтей ростом, он взял оружие длиной 10 локтей и, подпрыгнув на 10 локтей же, поразил Ога в… лодыжку! Если понимать этот мидраш буквально, то можно самим вычислить, какого роста был Ог, и, поделив это на три с половиной, узнать, каков его локоть. Однако эти круглые цифры дают основание думать, что мидраш имеет в виду вовсе не физические параметры описываемых людей (которые были тоже необычными, но не настолько), а что-то иное. В другом мидраше приводится от имени рабби Йоханана, что нога Ога была длиной 18 обычных локтей… Из книги Зоар, комментариев Рашбо и других можно понять, что речь идёт о заслугах Ога, ведь, по некоторым преданиям, он работал у самого праотца Авраама. Эти заслуги вкупе с его духовными возможностями (отсюда вовсе не следует, что он был праведником, речь идёт лишь о его потенциале) давали даже Моше повод сомневаться, что Ога удастся легко одолеть.
2. Аммонитяне хранили кровать Ога как предмет гордости — они сумели победить сильнейший народ, к которому он принадлежал! А Моше рабейну, говоря с народом Израиля, напомнил им о размерах Ога, чтобы они не думали: «Мы победили». Ведь без помощи Всевышнего невозможно было бы одолеть такого гиганта.
3. См. п.1. Также есть известное предание (приводится в том же сборнике), что Ог пытался сбросить на Израиль скалу километровых размеров… Рамбам же считал, что «локоть», упомянутый Торой в этом отрывке, не отличается от обычного. В книге «Путеводитель заблудших» он пишет так:
«Кровать, в отличие от одежды, обычно изготовляется не по размеру человека, а делается больше его роста примерно на треть. Соответственно, если кровать Ога была длиною 9 локтей, то сам он был не более 6 локтей росту. Безусловно, это одно из сильнейших отклонений от нормы, однако в нем нет решительно ничего невозможного». Так же считают и многие другие комментаторы. Например, Ибн-Эзра пишет: «Имеется в виду локоть обычного человека, так как если объяснять по-другому, то выйдет, что Ог был невероятно огромен, и в таком случае он уже не имеет никакого человеческого вида».
4. Как видно из предыдущих пунктов, мнения комментаторов разделились. Одни полагают, что эрес, упомянутый в этом стихе, это именно детская кроватка, доказывая это тем, что она была железная — даже младенцем Ог был необычайно силён и ломал деревянные колыбельки, поэтому пришлось сделать железную. Мудрецы обычно используют это слово именно для обозначения колыбели. Другие объясняют это слово в соответствии с его обычным употреблением в Танахе — просто «кровать». Интересно, что Хизкуни, очень авторитетный средневековый комментатор, объясняет, что эрес в данном случае означает «крепость»: Ог построил персональное укрепление, которое Аммону удалось разгромить.
Главный вывод из всех комментариев один: Ог был человек не только физически, но и духовно непростой. Победа над ним была фактически еще одним чудом, которое Б-г совершил ради заслуг Моше рабейну.
С уважением, Овадья Климовский
Читайте: Кто сообщил Аврааму о пленении Лота?
Рав Овадья Климовский
Так всё живое извратило путь свой на земле или не всё?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Гади Поллак
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Устная Тора о первой главе Пятикнижия.
Рав Реувен Пятигорский
Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»
Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.
Рав Берл Набутовский
Почему Тора называет Нимрода богатырём?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его