Темы: Суббота, Авдала, Благословения, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! 1) Нужно ли говорить «Боре миней бесомим» на кофе (молотый или в зернах)? 2) Можно ли использовать кофе (опять же молотый или в зернах) в качестве бесомим на авдалу?
Большое спасибо за Ваш вопрос.
1. Вдыхая запах кофе, произносят благословение: «Благословен Ты, Вс-вышний, Г-сподь наш, Владыка вселенной, Дающий приятный запах плодам» (а-нойсен реах тойв ба-пейрос).
2. Если нет других благовоний, разрешено делать авдалу на кофе, но тогда произносят: «Благословен Ты, Вс-вышний, Г-сподь наш, Владыка вселенной, Творящий виды благовоний» (бойрэ миней бесомим).
Перейдем к объяснению этих законов. 1. Шулхан Орух (216:2) говорит, что человек, который вдыхает запах плода, пригодного в пищу, должен произнести: «Благословен ты Вс-вышний, Г-сподь наш, Владыка вселенной, дающий приятный запах плодам» (а-нойсен реах тойв ба-пейрос). Это — при условии, что человек взял плод, чтобы понюхать. Но если он просто хочет съесть этот плод, то нет необходимости произносить благословение на запах, даже если он получает удовольствие от запаха этого плода.
Мишна Брура (216:16) приводит несколько примеров применения этого закона и говорит, что он относится также и к запаху горячего молотого кофе, т.к. он обычно доставляет людям удовольствие. Соответственно, по мнению Мишны Бруры, на молотый кофе следует говорить «… Дающий приятный запах плодам ». Это же относится и к кофейным зернам. Необязательно, чтобы кофе был горячим, но необходимо, чтобы запах был достаточно ощутимым, а также, чтобы человек взял кофе специально, чтобы вдохнуть его запах и насладиться им, а не просто случайно почувствовал запах, как было сказано выше.
Некоторые устрожают: не следует произносить благословение на запах плодов, которые предназначены для употребления в пищу, даже если взяли их, чтобы вдохнуть их запах (Хазон Иш 35:5,6).
2. Что касается авдалы: изначально следует приготовить растение, на которое произносят «… Творящий виды благовоний» (бойрэ миней бесамим), например, гвоздику (Мишна Брура 297:1). Если такого растения не оказалось под рукой, разрешено делать авдалу и на плоды, который предназначены в пищу, в том числе, и на молотый кофе, при условии, что запах его достаточно сильный (а-Граз 297:3, ШШК 61 прим. 28). Однако во время авдалы на любые виды растений и плодов принято говорить единое благословение «…Творящий виды благовоний» (бойрэ миней бесамим), чтобы люди не ошибались при благословении на благовония во время авдалы, т.к. не все сведущи в тонкостях законов благословений на благовония (МБ 297:1).
С уважением, Яков Шуб
Слушайте: Авдала
Читайте обзор по теме Авдала — проводы Субботы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Реувен Куклин
«Благословен ТЫ…, освятивший нас ЕГО заповедями»?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рахель Эстер
Изделие из серебра для хранения благовонных веществ. До Авдалы ничего не едят и не пьют. После нее принято устраивать трапезу — «проводы царицы (субботы), мелаве малка ».
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его