Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Найди себе наставника, и избегай неопределённости, и не привыкай отмерять десятины на глаз»Пиркей Авот 1, 16

Что такое беспристрастие?

Темы: Исправление качеств, Мусар, Моше Гекрайтер, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Здравствуйте, недавно нашел в интернете душевное качество, называемое «иштавут» (беспристрастие), использовавшееся у немецких хасидов, а также в учении великого кабалиста 18 века Авраама Абулафии, как одно из основных и важных для достижения. В книгах по Мусару, прочитанных мной, основные из которых Месилат Йешарим, Орхот цадиким, это качество не особо выделяется и даже не называется прямо «иштавут».

Как приобрести это качество, нужно ли полное беспристрастие во всём или только в определённых рамках?

Отвечает рав Моше Гекрайтер

Уважаемый Михаэль,

О высшей степени проявления этого качества упоминается уже в книге Ховот а-Левавот («Обязанности сердец») мудреца раннего средневековья Рабейну Бахьей — в 5-ой главе раздела «Цельность поступка». В этой главе речь идёт о том, что настоящее и полное служение Творцу — это лишь с целью выполнить Его волю, без стремления добиться благосклонности людей.

Там приводится рассказ о праведнике, достигшем уровня «хасида». Он спросил своего товарища: «Достиг ли ты ступени, когда в твоих глазах всё равноценно?». Тот переспросил: «Что ты имеешь в виду?». Ответил хасид: «Равноценно ли в твоих глазах, когда тебя восхваляют и когда тебя позорят?». Ответил ему товарищ: «Нет». Сказал хасид: «В таком случае ты ещё не достиг ступени, достойной хасида. Постарайся и, может быть, удостоишься подняться на эту ступень — высшую в праведности и вершину чистых стремлений».

На уровне нашего простого понимания: служение Творцу должно совершаться только ради выполнения Его воли и никак не зависеть от любой другой причины.

Приведём выдержку из беседы рава Дона Сегала.

Мудрецы учат: всякий раз, когда евреи несут наказание за любой грех, они несут наказание также и за грех золотого тельца, т.к. это — корень всех прочих грехов. В чём же особенность греха золотого тельца? В том, что в своём служении Творцу евреи не были независимы, они зависели от кого-то — хотя этим «кем-то» и был сам Моше-рабейну, величайший праведник поколения. Последствия были ужасны: как только евреи остались без руководителя, без своего учителя Моше-рабейну, они низко пали, создав тельца.

Каждый раз, когда еврей падает, причиной является его зависимость — от каких-либо условий, обстоятельств и т.д. — от чего-то, помимо того, что действительно является обязывающим: от воли Творца.

Это и есть проявление беспристрастия: настоящий слуга Творца выполняет то, что должен, вопреки отсутствию сил, желания, денег, вопреки погоде и прочим условиям. Иными словами, он не изменяет своё служение в зависимости от окружающей среды, он беспристрастен. Настоящей и единственной страстью для него всегда является только воля Творца.

Приведём в качестве примера рассказ о рабби Йехезкеле Левинштейне, благословенна память праведника. Это было в годы Катастрофы, когда йешива «Мир» чудом спаслась, оказавшись в Шанхае. Летом бывали такие жаркие дни, что ученикам и преподавателям йешивы приходилось выходить на побережье — просто чтобы легче было дышать. В стенах йешивы оставаться было невозможно, и понятно, насколько трудно было сосредоточиться на учёбе. Ученики рассказывали, что машгиах — рабби Йехезкель — целыми днями сидел напротив маленького вентилятора за стендером и учился. Его работа слуги Творца не зависела ни от каких обстоятельств. Для него все обстоятельства были равноценны.

Да будет Воля Творца, чтобы наше поведение приближалось к цельности, чтобы мы были беспристрастны в искреннем стремлении выполнить Волю Творца.

С уважением, Моше Гекрайтер.

Читайте: «Путь Творца» (Дерех Ашем)

Материалы по теме


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше