Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Каково отношение иудеев к Ироду?

Темы: Коэн, Храм, Еврейская история, Овадья Климовский, Ирод

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, у меня есть вопросы. Спасибо.

1. Каково отношение иудеев к Киру?

2. Каково отношение иудеев к Ироду?

3. Как я понимаю, первосвященникам было можно посмотреть на ковчег один раз в год. Наверное, это была ко всему прочему большая честь? Их потомки есть в наше время. Интересно, им сопутствует какое-то благословение, в счет заслуг предков (быть первосвященником)? Спасибо.

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте!

1. Кир, надо полагать, это Кореш — персидский царь, разрешивший евреям вернуться в Землю Израиля и отстроить Храм. Разумеется, иудеи благодарны ему. К тому же, по преданию, он является одним из нееврейских царей, помазанных на царство еврейскими пророками, и Ишайя так и говорит о нем — машиах. В данном случае, конечно, это слово означает не более чем просто «помазанный царь». Однако интересно, что, хотя он всячески поощрял возрождение Иудейского Храма, мудрецы усмотрели в словах пророка о нем некий упрек — мол, он должен был не говорить «кто хочет, пусть идет», а сам направить евреев. Из этого можно понять, что евреи очень высоко ценили Кореша, так как остальным царям можно было сказать спасибо уже только за то, что не третировали иудеев. Или третировали, но не изгоняли. Или за то, что изгнали, а не казнили…

2. Ирод — очень непростая фигура в еврейской истории. По преданию, приведенному в начале трактата Бава Батра, он, хотя и был идумейским вельможей, с точки зрения Галахи имел статус кнаанейского раба. Опасаясь, что из-за этого мудрецы станут чинить ему препятствия, он, захватив иудейский трон, жестоко расправился со многими из них. Неизвестно, чем бы это кончилось, если бы не мудрец Йеуда бен Бава. Этот мудрец сидел в темнице, ослепленный по приказу Ирода. Царь посетил темницу и под видом соседа-заключенного начал всячески подстрекать мудреца к бунту или хотя бы к осуждению царя (то есть его же самого, Ирода). Рабби не поддался на провокацию и даже отказался проклясть «ненавистного воцарившегося раба». Тогда Ирод открылся ему и с сожалением сказал: «Если бы я знал, как осторожны мудрецы, я бы не сделал того, что сделал». Неизвестно, раскаяние ли шевельнулось в этой жестокой душе или у него были какие-то еще соображения, но Ирод попросил у мудреца совета, как исправить содеянное. Рабби посоветовал реставрировать Храм, и Ирод так и поступил. Известный, как любитель больших строек, он и здесь проявил свои способности — Храмовая гора была искусственно увеличена вдвое, а Храм был отстроен заново в былом великолепии, и, что немаловажно, в полном соответствии с указаниями мудрецов. Гмара сообщает, что из-за этого у него были большие неприятности с римскими властями, которые поддерживали его царство. Однако большим героем из-за этого никто Ирода не считает — так или иначе, он не имел никакого права называться царем и управлять еврейским народом.

3. Вы совершенно правы, это большая честь, но удостаивались ее люди вследствие своего происхождения — как коэны, потомки Аарона. Большинство первосвященников во времена Второго Храма не были людьми действительно достойными этой должности, а получали ее нечестными путями. Так что никаких заслуг они не могли передать своим детям. Заслуги отцов — это добрые дела отцов и их величие в Учении, независимо от происхождения.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Так говорит Кореш, царь Персидский…

Материалы по теме

Храм. Разрушение и возрождение

Рав Ашер Кушнир

За разрушением Храма стояли как внешние причины, так и внутренние. Никакие захватчики не могли бы нанести ущерб главной еврейской святыне, если бы не проблемы на духовном уровне.

Дворец Ирода

Вадим Левин

Особенность дворца состоит в том, что он построен как морской остров. Место одного из внутренних дворов-атриумов занял бассейн. Дворец был построен на скальном основании мыса, выступающего в море, в южной части города. При этом здание было частично сложено из строительного материала, а частично – высечено в песчанике. Раскопки выявили большой архитектурный комплекс с бассейном. С трёх сторон бассейн окружала колоннада.

История еврейского народа

Рав Моше Ойербах

Аарон, первосвященник

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»

Краткая биография Аарона, первосвященника и брата Моше Рабейну


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его