Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Так говорит Кореш, царь Персидский: Все царства земли дал мне Г-сподь, Б-г небесный. И повелел Он мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее

Декреты Кореша

Предсказание еврейских пророков сбылось: Вавилон был разрушен. Еврейские беженцы опасались за свою судьбу и вместе с тем не теряли надежды на освобождение. Они снова и снова перечитывали пророчества Иешаяу, в которых за сто восемьдесят лет до изгнания упоминалось имя Кореша, как будущего разрушителя Вавилона и освободителя еврейского народа. И их надежда еще более окрепла, когда Кореш издал указ следующего содержания:

Так говорит Кореш, царь Персидский: Все царства земли дал мне Г-сподь, Б-г небесный. И повелел Он мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее.

Кто есть из вас, из всего народа Его, который поднимется в Иерусалим, что в Иудее, и отстроит дом Г-спода, Б-га Израилева, того Б-га, что в Иерусалиме, — да будет Б-г его с ним!

(Эзра 1:2—3)

Этот указ напомнил изгнанникам слова утешения, сказанные ранее пророком Иешаяу своему страдающему народу:

Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Б-г ваш. Говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему, что исполнен срок его, что прощена вина его.

(Иешаяу 40:1,2)

Возвращение из изгнания

Призыв к свободе и возвращению на родину, а также возможность строительства нового Храма были встречены евреями с большим энтузиазмом, и более сорока двух тысяч человек выразили желание вернуться на землю своих предков. Их возглавили Зерубавель бен Шалтиэль и Йеошуа бен Йеоцедак Акоэн. Кореш предложил им взять с собой на родину священные сосуды из разрушенного Иерусалимского Храма, захваченные Невухаднецаром. Он приказал также, чтобы бывшим изгнанникам всюду оказывали помощь.

Среди возвращавшихся на родину было много богатых людей, обладавших большим количеством золота и серебра, а также множеством рабов и рабынь. Коэнам пришлось проделать огромную работу, проверяя происхождение возвращавшихся, которые относились к разным слоям населения; некоторым из них пришлось привести доказательства того, что они являются потомками Аарона — лишь в этом случае они могли претендовать на служение в будущем Храме.

По различным причинам далеко не все изгнанники откликнулись на призыв оставить Вавилон и возвратиться на родину. Были такие, которые не захотели бросить свои дома и сельскохозяйственные угодья в Вавилоне, а также те, по чьим подсчетам еще не прошли семьдесят лет изгнания, предсказанные Ирмияу. Но все без исключения готовы были жертвовать возвращавшимся в Иерусалим соплеменникам золото, серебро и скот.

Чувства возвращавшихся из изгнания выражены в пророчестве царя Давида, сказавшего:

Когда возвратил Г-сподь пленников Циона, были мы, как во сне.

Тогда наполнятся уста наши смехом и язык наш — пением.

(Теилим 126:1—2)

Изгнанники вместе со своими семьями отправились на родину. Никто не чинил им препятствий, только самаритяне, жившие в горах Шомрона (Самарии), не разрешили им пройти через свою территорию. Большинство возвратившихся поселились в тех же местах, где жили их предки. Главой новой еврейской общины стал Зерубавель, который возглавлял изгнанников на пути домой. Он правил от имени персидского царя. Кореш не вмешивался в их внутренние дела, требуя только уплаты налогов.

В Рош ашана все евреи собрались в Иерусалиме и на прежнем месте построили жертвенник. В предписанное Торой время они отпраздновали там праздник Суккот. А после Песаха был заложен фундамент нового Храма. Радость была поистине беспредельной! Правда, старики, помнившие роскошь и великолепие Первого Храма, плакали при виде нового скромного Храма.

Происки самаритян

Надежда на то, что новый Храм будет быстро построен, не оправдалась. Самаритяне — потомки переселенцев из Ассирии и Вавилона, жившие в горах Шомрона, тоже хотели участвовать в строительстве Храма. Но Зерубавель и духовные вожди евреев отклонили их просьбу. Все годы изгнания евреи ревностно охраняли свои традиции и свой особый образ жизни. Самаритяне не приняли Тору и выполняли лишь некоторые из ее заповедей. Кроме того, они не отказывались от поклонения своим старым божествам. Их объединение с вернувшимися на родину евреями оказало бы сильное отрицательное влияние на духовное здоровье молодой общины. Поэтому евреи отклонили их просьбу, заявив: «Не вам, а нам заповедано построить Храм Всевышнему».

Оскорбленные самаритяне начали посылать в Персию доносы. В это время в Персидской империи происходили серьезные изменения. Царь Кореш умер, и ему наследовал его сын Камбиз, начавший управлять делами еще при жизни отца. Он завоевал Египет и значительно расширил пределы империи, простиравшейся теперь от Индии до южной части Египта. Доносы самаритян обеспокоили Камбиза, и он не позволил евреям завершить строительство Храма, который простоял недостроенным до второго года правления царя Дария Второго.

Пророки Хагай и Захарья, жившие в тот период, призывали народ не отчаиваться и продолжать строительство Храма. Они обращались со словами поддержки к евреям, призывая их не терять надежды и укреплять в вере сердца.

И было сказано слово Г-сподне через пророка Хагая: Время ли вам сидеть в домах ваших крытых — а Дом этот разрушен? И теперь так сказал Г-сподь Воинств:

«Обратите сердце к путям вашим!» Сеете вы много, а собираете мало, едите и не насыщаетесь, пьете, но не напиваетесь, одеваетесь, но нет тепла никому, а нанимающийся зарабатывает для дырявого кошелька.

(Хагай 14—7)

Пророк Зехарья обращался к евреям с таким посланием Всевышнего:

И отвечал ангел Г-сподень и сказал: Г-сподь Воинств! Доколе Ты не смилостивишься над Иерусалимом и над горами Йеуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? …И сказал мне ангел, говоривший со мной: Провозгласи, говоря: Так сказал Г-сподь Воинств: «Разгневался я за Иерусалим и за Цион гневом великим.»

(Зехарья 1:12—14)

На второй год царствования Дария Второго народ, возглавляемый Зерубавелем и Йеошуа Акоэном, возобновили строительство Храма. Несмотря на различные препятствия, евреи продолжали свое дело, работая днем и ночью. К этому времени Дарий приказал поднять архивы и разыскать декрет Кореша, распорядившегося о строительстве Храма, на который ссылались евреи. Когда декрет был найден, Дарий не только разрешил продолжать строительство, но и приказал помочь евреям деньгами из царской казны.

На шестой год царствования Дария, третьего адара завершилась постройка Храма. Исполнилось ровно семьдесят лет со дня разрушения Первого Храма. Освящение Второго Храма, реализовавшего давние пророчества, стало радостным праздником.

Второй Храм простоял 420 лет, и слава его, как и предсказывал пророк Хагай, превзошла славу Первого Храма.

Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»


Хотя Лаван был братом праведницы Ривки и отцом праведных праматерей Леи и Рахель, сам он считается в Торе одним из самых закоренелых злодеев и обманщиков. Пребывание Яакова в доме Лавана сравнивается с египетским изгнанием евреев. Читать дальше