Темы: Провидение, Теилим, Писания, Овадья Климовский, Качества Творца
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом! Уважаемый Рав, можно узнать точный смысл 103 псалма (Тегилим) мизмор (70): «Известил Он Мошэ (о) путях Своих, сыновей Йисраэйля — (о) деяниях Своих».
Деяния Всевышнего и Его пути — одно и то же, или это разные вещи? Благодарю, Лея
Шалом, уважаемая Лея!
Чтобы лучше понять, о чём здесь речь, обратимся к оригиналу. «Всевышний открыл Моше Свои пути» — употреблено слово драхав, перевод — «пути», «дороги». «Деяния» же в оригинале — алилётав. Это слово, которое не так часто употребляется для обозначения действий.
Из комментариев Мецудат Давид и рабби Давида Кимхи следует, что в данном случае это просто повтор — похожее содержание, переданное немного по-другому. Однако другие комментаторы не согласны с тем, что в Танахе возможно повторение, не несущее смысловой нагрузки. Так, Меири говорит, что «пути» — это 13 качеств Всевышнего, которые Он проявляет, управляя миром, а «деяния» — это великие и грозные чудеса и знамения, которые наблюдали сыны Израиля на рассвете своей истории.
Однако надо понять, почему стих построен именно так — почему одно было показано Моше, а другое — народу. На этот вопрос отвечает Мальбим. Моше было дано увидеть именно «качества» Всевышнего, этого не может удостоиться каждый — вспомним, как он просил Б-га показать ему их. И только в минуту особого благоволения к великому праведнику Творец согласился приоткрыть ему эту тайну. Народ же познакомился с этими качествами благодаря тому, что видел деяния Всевышнего.
Более глубокий смысл этого различия Мальбим раскрыл во втором комментарии: народ в массе своей не мог бы адекватно воспринять тайны мироздания, поэтому им были показаны именно деяния (алилётав) Творца. Это слово обозначает именно те поступки, которые человек совершает под влиянием внутреннего побуждения: например, внезапно возникшая жалость к кому-либо заставляет его проявить милосердие. Так как людям трудно постичь качества Всевышнего, им показывают Его деяния, на основе которых они делают выводы о «мотивации» Того. Моше, благодаря своему исключительному пророческому уровню, удостоился постичь качества Творца как Его суть, а не просто «мотивацию», ибо на самом деле Творец неизменен и не подвержен влиянию каких-либо «настроений».
С уважением, Овадья Климовский
Читайте: Имя, выражающее сущность?
Рав Цви Вассерман
Не делай другому того, чего себе не желаешь
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Бенцион Зильбер
Почему во всех поколениях еврейские женщины всегда читали именно Тэилим?
Рав Моше Пантелят
Kакова цель всего этого?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Теилим, гимны, песни восхваления
Рав Йегуда Лейб Ашлаг
В чем сущность Иудаизма ? Основные догматы Иудаизма, основные понятия Иудаизма.
Рав Элиезер Ксидо
Рав Эльяким Залкинд
Что бы я ни делала — повторяю судьбу своих родных. А так бы не хотелось...
Рав Бенцион Зильбер
Осия, Михей, Даниил, Захария, Исаия, Иеремия, Псалтирь, Бытие, являются ли они Книгами Торы?
Рав Ашер Кушнир
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Берл Набутовский
Меня спросили бабушки нашей общины...
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его