Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

У нас довольно большой заросший сад...

Темы: Шмита, Лейб Нахман Злотник, Растения

Отложить Отложено

У меня довольно большой заросший сад. Есть очень старые деревья, которые надо срезать. Можно ли это делать в Седьмой год?

Есть деревья, которые очень быстро растут и делают дорожки в саду непроходимыми. Обычно мы подрезаем их раз в несяц-два. Как быть? Можно ли косить луг? Есть у нас банановые деревья, это тоже как трава, у них нет ствола, можно ли срезать больные листья и листья, которые закрыли проход? Еще вопрос: Впервые в этом году у меня много лимонов. Дереву 9 лет. Как я могу начать ими пользоваться? До этого я ими не пользовалась.

Н.

Отвечает рав Лейб-Нахман Злотник

Уважаемая Н.!

Ваши вопросы затрагивают несколько различных тем, относящихся к законам 7-го года:

1. Срезание или спиливание деревьев.

2. Подрезание ветвей и устранение листьев (объединим «банановый» вопрос с «деревянным», т.к. в отношении купирования (подрезания ветвей и листьев) на практике нет различия между однолетними и многолетними культурами).*

3. Покос.

4. Сбор урожая плодов в 7-ой год.

Предварим ответ на первые три вопроса небольшим вступлением.

Все работы по земледелию и садоводству делятся на 2 группы: те, которые запрещено осуществлять в любом случае, и те, которые разрешены, если растению грозит значительный ущерб или оно может погибнуть.

Ещё одно правило 7-го года: если действие производится явно не в целях ухода за почвой или тем, что на ней произрастает, как, например, в Вашем случае – подрезание веток для того, чтобы освободить проход, – если и окружающие не видят в этом действии ухода за растениями, это разрешено.

О том, является ли подрезание веток работой, которая запрещена в любом случае, или её разрешено производить, если иначе растению будет нанесён значительный ущерб или есть опасность, что без этого растение погибнет, существует спор раввинов. Мнение Хазон Иша, великого знатока Торы: подрезание ветвей всех деревьев, кроме виноградной лозы, разрешено производить в случае угрозы ущерба. Исходя из вышесказанного, перейдём к вопросам.*

1. Срезать или спилить деревья, если от этого не произойдёт улучшения качества почвы или растений, разрешено. Также в случае, если иначе будет нанесён значительный ущерб, можно разрешить. В противном случае желательно перенести срезание деревьев на 8-ой год.

2. Подрезание ветвей и листьев для того, чтобы была возможность свободно переходить и передвигаться, разрешено. И если без этого дерево может погибнуть или существенно пострадать, также разрешено обрезать ветви, если речь не идёт о винограднике. Но по этому вопросу существует спор и, согласно некоторым мнениям, запрещено купирование всех видов деревьев, то следует производить подрезание «с изменением», не так, как это делают обычно для ухода за деревьями.

3. Косить траву на корм скоту в 7-ой год запрещён в большом количестве. Разрешено накосить количество, достаточное на несколько дней, и при этом желательно не пользоваться орудиями труда, которые для этого обычно используют. Если кошение осуществляется исключительно для красоты и это явно видно всем, оно разрешено. Когда, если не скосить траву, может быть нанесён значительный ущерб полю, растениям, цветам, а также в случае, когда есть опасность пожара, кошение разрешено. Косить траву с целью улучшения качества почвы и того, что на ней произрастает, в 7-ой год запрещено.*

Ответ на 4-ый вопрос. Первые три года жизни дерева его плоды запрещены. В 4-й год плоды дерева называются нэта реваи, и в отношении этих плодов существуют определённые законы.

Если Ваши деревья, которым, как Вы говорите, 9 лет, не пересаживали в течение этого времени с места на место, то их плоды разрешены. Т.к. завязь плодов, которые Вы будете собирать в этом году, произошла в 6-ой год, эти лимоны не являются плодами 7-го года. Их разрешено собирать с дерева, как обычно, пользоваться ими, как угодно, а также продавать в любом количестве.

Лимоны урожая следующего года будут освящены святостью 7-го года, и их необходимо собирать и пользоваться соответствующим образом.*

Более подробно о работах, запрещённых и разрешённых в 7-ой год, и о законах, связанных с плодами 7-го года,

читайте: Законы 7-го года – «Шмита»

С уважением,
Лейб-Нахман Злотник

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Ступень, на которую Тора может возвысить человека. Ваешев

«Оцарот»

Когда позорят и унижают человека — словно убивают его