Темы: Дерех Эрец, Мусар, Овадья Климовский, Рав Исраэль Салантер
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныУважаемые раввины!
Я прочитал на Вашем сайте о связи между течением Мусар и этикой. Могли бы рассказать подробней об этой связи.
Благодарю за ответ, Кирилл
Шалом, уважаемый Кирилл! Около ста пятидесяти лет назад жил известный знаток Торы по имени рабби Исраэль Салантер. Он был выдающимся мудрецом Талмуда; кроме того, он прославился тем, что основал движение «Мусар». Его ученики, помимо обычных занятий Торой, Талмудом и Алахой – еврейским Законом, изучали, можно сказать, нормы этичного поведения. Разбирали вопросы, связанные с долгом человека перед Творцом и перед другими людьми, с чистотой его намерений, приводящих к поступкам. Рассматривали способы преодоления дурных наклонностей. Само слово «мусар» образовано от корня «אסר» – связывать, в смысле «сдерживать». От него же образовано и известное слово «асур» – «нельзя». Многие раввины того времени считали, что эти вопросы не требуют специального изучения, ведь в Талмуде широко освещаются все эти аспекты. Известно, что во все времена по-настоящему ученые люди были очень щепетильны в денежных вопросах и точно и ревностно исполняли все заповеди (то есть и те, которые регулируют отношения между людьми).
Но рав Салантер полагал необходимым специально изучать эти и подобные им вопросы, так как видел, что за второстепенным легко теряется главное. Если люди тщательно исполняют заповеди, связанные, например, с ритуальными процедурами, но при этом забывают о правильном и чутком отношении к людям, рано утверждать, что они высоко поднялись в служении Творцу. Известен случай, когда рабби Исраэль вел ученую беседу с другим знатоком Торы на улице, и посреди беседы заметил, что зонт ученого наклонен острым концом в сторону прохожих, и люди могут, пройдя мимо, удариться об него. Он обратил внимание собеседника на эту деталь, и тот взял зонт прямее. Но, увлекшись ученой беседой, вскоре забыл об этом, и остриё зонта снова оказалось направлено на прохожих. Тогда рав Исраэль упрекнул его еще раз и прервал беседу. Как бы возвышенна ни была беседа, какие бы глубокие вопросы, подобные тем, «на которых стоит мироздание», ни разбирались в ней, лучше ее прервать, чем продолжить, рискуя задеть кого-то. Даже только зонтиком…
Еще пример «мусарного» мышления. Человек встает рано утром на «слихот», покаянные молитвы в период, предшествующий Рош аШана и Судному Дню. Хлопнув дверью, он уходит в синагогу. Конечно, все понимают, что это нехорошо – хлопать дверью, рискуя разбудить спящих. Но если при этом проснулась вдова, и, вспомнив, как ее муж еще недавно вот так же, по утрам, уходил на «слихот», заплакала, – тут «претензия» к этому человеку становится значительно серьёзнее. И опять идет речь о том, что все понимают. Но не все помнят! Именно в том, чтобы напомнить человеку, зачем и как он должен жить в этом мире, видел Рабби Моше-Хаим Луцатто – автор «Месилат Йешарим (Путь праведных)» свою задачу. Эта книга, написанная, кстати, задолго до основания движения «Мусар», стала настольной для всех благочестивых евреев, таким образом, мусар изучается всеми. 700 лет назад писались книги по мусару, пишут их и поныне. В каждом поколении приходится искать особые слова, которые проникнут в душу читателя, и тогда его жизнь станет ближе к служению Всевышнему, чем была до этого. Чего всем и желаем.
С уважением,
Овадья Климовски
Читайте: Рав Исраэль Салантер
Рав Реувен Пятигорский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Мишпатим
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Реувен Куклин
Движение "Мусар" делает особый акцент на воплощении знаний в жизнь
Рав Берл Вайн,
из цикла «Ам Исраэль хай»
Рабби Исраэль Салантер разработал морально-этическое учение, которое помогло восточноевропейскому еврейству преодолеть трудности. Сферой концентрации мусара стали прославленные ешивы Литвы.
Рав Элияу Тавгер
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Запрещено красть даже самую маленькую вещь. История о том, как Хафец-Хаим сделал замечание любителю чистоты.
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
Этические законы аналогичны Божьему закону, по которому сотворен мир. Единственная разница между ними заключается в том, что этические правила нужны только людям, а законы природы объемлют всю вселенную.
Рав Шауль Вагшал,
из цикла «Дерех эрец»
Избранные главы из книги рава Шауля Вагшала «Будьте добры!»
Рав Арье (Лев) Кацин
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.