Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если не я для себя, то кто для меня? Если я только для себя, то что я? Если не теперь, то когда же?»Пиркей Авот 1, 14

Почему сейчас во всем мире неопределенность?

Темы: Аарон, Предназначение, Моше, Война, Народы мира, Чудеса, Политика, История, Молитва, Пустыня

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, обратите внимание: весь мир сейчас полон неопределённости. Скоро выборы в Америке, выборы во Франции и Великобритании принесли неожиданные результаты, в Израиле вообще полная неразбериха: незаконченная война на Юге, постоянные обстрелы с Севера, протесты левых и т.п. Я понимаю, что всё это не случайно, но что это может означать для нас? Ицхак

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Ицхак,

Большое спасибо, что обратились к нам.

Действительно ситуация непростая… С другой стороны, Вы совершенно правы: всё, что происходит, — не случайно. Однако от наших учителей мы не раз слышали, что лучше не тратить свои силы на попытки объяснить, почему происходят те или иные события, а попытаться понять, чему это нас может научить и что можно сделать, чтобы исправить ситуацию.

Не секрет, что Всевышний «старается» руководить этим миром без открытых чудес, чтобы всё происходило максимально естественным образом, в соответствии с законами природы. Это — один из факторов, делающих возможной нашу свободу выбора: у человека всегда остается возможность ошибочно полагать, что события в этом мире происходят без участия Творца.

Но давайте попробуем остановиться на одном из аспектов естественного хода событий, который нам известен.

Тора рассказывает нам об ошибке[i], совершенной Моше и Аароном, в результате которой они не вошли в Землю Израиля. На нашем сайте уже не раз обсуждались эти события. Мы же попробуем разобрать слова Нецива из Воложина[ii], актуальные для нашей темы.

Всё начинается с того, что евреи жалуются на некомфортные условия в пустыне: они не могут заниматься земледелием и добывать пищу. Это необычная жалоба, если учесть, что к этому моменту они уже находятся в пустыне сорок лет. Раньше они никогда не жаловались на жизнь в пустыне подобным образом. Почему же вдруг сейчас?

Нецив (комментарий «Аамек Давар» к главе Хукат) предполагает, что в конце странствий по пустыне Всевышний хотел подготовить евреев к переходу к нормальной естественной жизни. В пустыне они жили благодаря открытым чудесам: каждый день выпадал ман, т.е. они были обеспечены пищей, колодец следовал за ними, т.е. они были обеспечены водой, и облака Славы защищали их от солнца и жары. Теперь евреям предстояло войти в Землю Израиля, и там должна была начаться настоящая жизнь, где всё происходит естественным образом, по законам природы.

Перед Моше и Аароном стояла следующая задача. Они должны были собрать людей вокруг скалы и показать им, как добывать воду естественным образом. Что же это за «естественный образ» добычи воды? — Молитва. Земля Израиля не имеет достаточно водных источников, поэтому там необходимо постоянно молиться о дожде (зимой). Поэтому Моше и Аарон должны были помолиться возле скалы, чтобы она дала воду. Итак, внимание — первый урок: неотъемлемая часть жизни естественной, жизни по законам природы — молитва.

При этом Всевышний сказал Моше взять с собой посох. Посохом Моше обычно пользовался, когда была необходимость в чудесах. Иными словами, это был резервный вариант, план «Б». Если бы молитвы было недостаточно, чтобы извлечь воду, т.е. ее не удалось бы извлечь «естественным образом», то надо было бы воспользоваться посохом, чтобы получить воду «чудесным образом».

Ошибка Моше заключалась в следующем: вместо того, чтобы показать евреям, как добывать воду «естественный образом», он сразу ударил посохом по скале, и вода была получена чудом.

Тут мы можем вывести для себя второй урок. Естественный образ жизни предусматривает неопределенность: молитва могла быть принята, а могла — и нет, ведь изначально Всевышний повелел Моше приготовить посох как запасной вариант.

К сожалению, сегодня у нас нет возможности воспользоваться запасным вариантом и решить свои проблемы через чудеса. Тем не менее, и в наше время зачастую Всевышний «напоминает» нам о Себе, заботясь о еврейском Законе вопреки законам природы.

Что же нам остается делать? Мы знаем, что события, происходящие вокруг, не случайны. Но на данном этапе, находясь в мире, который живет естественным образом по законам природы, мы должны помнить, что неопределенность — часть этого мира. Зачастую может потребоваться время, чтобы осознать истинное значение тех или иных событий. С другой стороны, у нас есть действенное средство — молитва, которая, как мы видим, также является неотъемлемой частью естественного хода событий.

Поэтому то, что в данный момент реально для нас, — это сосредоточиться на этом уникальном средстве и постараться молиться максимально искренне и сосредоточенно, чтобы Всевышний избавил нас от страданий и опасностей.

С уважением, Яков Шуб


[i] См. Бемидбар 20:1-12.

[ii] Раби Нафтали-Цви-Йеуда бар-Яаков Берлин (Нецив из Воложина; 5577-5653 / 1817-1893 Белоруссия) — глава Воложинской ешивы, один из духовных лидеров поколения. Автор знаменитых комментариев: «Аамэк Шеэла» к книге «Шеилтот дэ-рав Ахай Гаон», «Аамэк Давар» к Торе, «Мэромэй Садэ» к Талмуду. Его респонсы — ответы на сложнейшие вопросы, присылаемые ему со всех концов диаспоры, — были собраны в книгу «Мэшив Давар» («Дающий ответ»).

Материалы по теме


Хотя Лаван был братом праведницы Ривки и отцом праведных праматерей Леи и Рахель, сам он считается в Торе одним из самых закоренелых злодеев и обманщиков. Пребывание Яакова в доме Лавана сравнивается с египетским изгнанием евреев. Читать дальше