Темы: Моше, РАМХАЛЬ, Пророчество, Египет, Колдовство, Рамбам, Рамбан, Обман, Добро и Зло
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, почему сейчас никто не может повторить чудес волхвов, которые описаны в книге Шмот? Если они с такой лёгкостью повторили некоторые чудеса, которые показывал Моисей, то странно: почему сейчас, в 21 веке, люди только обманывают других людей, выдавая всё за магию? Кирилл
Здравствуйте, Кирилл!
Спасибо за интересный вопрос.
Прежде, чем отвечать на него, отмечу, что, по мнению Рамбама[i], в принципе колдовство во всех его проявлениях — не более чем обман. Так что с его точки зрения то, что Вы описываете как явление 21 века, на самом деле имело место уже в Древнем Египте. Однако многие другие мудрецы (Рамбан[ii], Абарбанель[iii], Ран[iv] и др.) считают, что у колдовства есть определенные реальные силы. Ваш вопрос базируется именно на этом мнении, о нем и поговорим.
Итак, Вы спрашиваете, куда пропало искусство колдовства, которое так хорошо было развито в прошлом, как мы видим на примере египетских волхвов. Приведу несколько возможных причин, основанных на том, что сказано в наших книгах. Только сначала еще одно небольшое замечание: я видел, что и в наше время есть раввины, которые говорят о колдовстве как о реально существующем явлении. Но, разумеется, современное колдовство в любом случае не приближается по силе к тому, что описано в Торе и Устной Традиции. А сейчас вернемся к ответу.
Во-первых, Вы спрашиваете, почему сейчас никто не может повторить чудес египетских волхвов. Ответ: на самом деле не только сейчас, но и в те времена, скорее всего, никто не мог этого повторить, поскольку именно египетские колдуны были непревзойденными мастерами своего дела.
Во-вторых, если именно Египет был главным центром колдовского искусства, то, возможно, с падением египетской цивилизации и колдовское искусство сошло на нет.
«Поскольку Его Мудрость постановила, чтобы было в мире добро и зло, был установлен порядок, чтобы зло действительно находилось на всех уровнях, где возможно ему находиться… Поэтому было установлено, что напротив всякого аспекта добра будет существовать аспект зла, как сказано в Писании (Коэлет 7:14): “Также и одно напротив другого сделал Б-г”… Согласно этому принципу, поскольку Б-г создал для человека способ достичь сияния, разумения и духа святости сверхъестественным образом (используя Имена Всевышнего), было также необходимо, чтобы существовала противоположность этому великому благу. А именно: чтобы мог человек также сверхъестественным образом привлечь тьму, муть и дух нечистоты. Такова нечистота колдовства и вызывания мертвых, от которых Тора велела нам отдаляться».
То есть колдовство существует в этом мире, чтобы служить противовесом сверхъестественным духовным возможностям человека. А так как в сфере духовности, как известно, идет процесс «йеридат а-дорот» (что-то вроде «измельчания», «деградации поколений»), то есть, духовная сила людей уменьшается из поколения в поколение, то соответствующий процесс должен идти и на «противоположной стороне», чтобы равновесие не нарушалось. Иными словами, во времена Моше, который был величайшим из пророков, и колдовство находилось на должном уровне. А сейчас, когда пророчества совсем уже нет, и колдовство потеряло свою силу.
«Сейчас уже близко к концу дней, когда распространится Б-жественный свет на всякую плоть и все увидят, что нет никого, кроме Него. И этот свет уже пробивается и приходит, а нечистота полностью исчезнет, и упразднятся силы зла, и не будет никого, кто мог бы колдовать… И больше не будет верить в это никто, кроме глупцов…»
То есть, с одной стороны, мы видим упомянутое «измельчание поколений», но, с другой, чем ближе к концу дней, тем сильнее проявляется духовный свет. И чем сильнее этот свет святости, тем меньше места он оставляет силам тьмы и нечистоты, в частности — колдовству.
В заключение отмечу, что даже по мнению тех, кто полагает, что у колдовства есть реальная сила, — эта сила создана Всевышним и Им же ограничена. И она существует для того, чтобы у нас была свобода выбора. Поэтому колдовство в любом случае обман, даже если этот обман «работает».
Поблагодарим же Творца за то, что дал нам истинную Тору, которая указывает, где правда, а где ложь. Изучая ее и выполняя ее заповеди, мы способствуем распространению в мире света святости и добра, который изгоняет тьму лжи и зла.
С уважением, Менахем Эпель
[i] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.
[ii] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.
[iii] Раби (дон) Ицхак бар-Йеуда Абарбанель (Абраванель, Абрабанель; 5197-5268 / 1437-1508, Португалия — Испания — Италия) — один из величайших комментаторов Писания; выдающийся государственный деятель и финансист при дворе трех европейских королей.
[iv] Раби Нисим бар Реувен (РАН; ок. 5070 — ок. 5135 / ок. 1310 — ок. 1375) — глава своего поколения мудрецов Испании, выдающийся законовед и комментатор Талмуда
[v] Раби Моше-Хаим бар-Яаков-Хай Луцато (Луццатто, также — Рамхаль; 5467-5507 /1707-1747, Италия, Амстердам, Эрец-Исраэль) — один из величайших знатоков сокровенного учения. В его книге «Путь Творца» приводится исследование об основах мироздания, о наблюдении Всевышнего за Творением (Провидении), о пророчестве и о служении.
[vi] Автор — раби Барух бар-Йехиэль-Михл а-Леви Эпштейн (Тора Тмима; 5620-5702 / 1860-1942, Белоруссия) — выдающийся комментатор Торы. Его книга «Тора Тмима» («Цельная Тора») — комментарий на Пятикнижие, который как бы «воссоединяет» Устную и Письменную части Торы, показывает неразрывную связь текста Пятикнижия с Талмудом и мидрашами.
[vii] Раби Шломо Альгази (5370-5443 / 1610-1683, Турция, Эрец-Исраэль) был раввином в Турции и в Иерусалиме, автор множества книг, боролся с лжемашиахом Шабтаем Цви и его последователям. Его внук — также раби Шломо Альгази (5433-5522 / 1673-1762, Эрец-Исраэль, Египет) — был главным раввином Египта.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Один из величайших еврейских мудрецов всех времен, глава своего поколения
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Что значит «высчитывать времена»?
Рав Реувен Куклин
В последнее время меня очень волнует тема лжи.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Повторение Закона
Рав Моше Пантелят
Ведь решения прежних поколений не всегда обязывают последующие...
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Перевод классической книги по еврейской философии великого каббалиста р. М.Х.Луцатто "Дерех Ашем".
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его