Темы: Женщина, Скромность в поведении, Лея Солганик, Забота о себе, Скромность в одежде
Здравствуйте!
У меня вопросы по поводу цниюта (скромности): 1. Фото. Посмотрев на страницы разных религиозных женщин/девушек, трудно сделать однозначный вывод. У одних нет фото совсем, только картинки, изображения. У других есть пара фото или, наоборот, очень много. Я не замужем, мне нравятся красивые фото. Конечно, скромные.
Вот недавно я впервые была на фотосессии. Получились красивые фото. Много комплиментов. Я в длинной юбке с длинными рукавами. Но все же это как бы «специальные фото», так сказать, с позированием, хоть и скромным. Вот захотелось мне еще фото, и не знаю. Можно ли это вообще. Как это сообразуется со скромностью? Внутри есть и такие мысли, мол, нерелигиозные смотрят на мои скромные наряды, которые красиво представлены, и, возможно, на них это как-то влияет. Но в то же время у меня много друзей-парней, для которых я также хочу выглядеть красиво. Это уже «такое себе» желание. 2. Макияж. Что Писание говорит о косметике? Понятно, что броская, яркая косметика — не в счет. И ладно еще для мужа, и то вопрос возникает. Получается, что муж не духовный, раз стремится к физической красоте жены. Неужели праматерям нужно было краситься, чтобы понравиться своим мужьям? Да и про Эшет Хаиль (Мишлей 31, 10-31) разве говорится, что она красится? Откуда это вообще пошло? И если не от евреев, то должно быть запрещено, как подражание другим народам? У меня косметика ассоциируется с Египтом.
С уважением, N.
Дорогая N.!
Вы совершенно правильно поступаете, выясняя этот вопрос, а не полагаясь на то, что видите на экране. Для начала важно понять и помнить, что те женщины и девушки, которых Вы встречаете в виртуальном мире во всей их красе на фотографиях, в их заметках и комментариях — во всем том, что они добровольно выставляют на общее обозрение, вовсе не являются представительницами всего еврейского религиозного общества. Это люди, которые в жизни могут оказаться очень далеки от того образа, который создают на своих страничках, и, скорее всего, они вряд ли выясняли для себя вопрос, который Вы сейчас задаете.
Еврейский образ жизни узнают через учебу и живой пример. Употребляя слово «живой», я имею в виду, что виртуальность — это не жизнь. Общение в Фейсбуке не означает знакомство. Для усвоения еврейского взгляда на мир просто необходима живая связь, особенно, когда речь идет о женщинах. Ведь женщины обращают внимание на такое большое количество деталей, их интересует так много практических вопросов, и для них особенно важно не только прочесть, не только услышать, но и увидеть в реале. Если Вы лично знакомы с религиозными женщинами, Вы можете видеть вблизи, как они выглядят, наблюдать, как скромность сочетается с красотой.
Ещё раз — не стоит выводить какие-то правила из собственного понимания их поведения. Если женщина — учительница и наставница, то можно ее спросить напрямую: вы понимаете из ее поведения, что еврейская девушка должна себя вести так-то и так-то, это верно? Если же это просто религиозная женщина, то, возможно, ее поведение не всегда однозначно правильно настолько, что стоит ему подражать. Поэтому надо найти себе наставницу, которая сможет ответить на Ваши практические вопросы, ЗНАЯ ВАС. А учиться жить, полагаясь на чьи-то странички, — слишком опасно.
К Вашему вопросу о фото. Не стоит незамужней девушке так сильно «увлекаться» собственной красотой. Не только с точки зрения Традиции, но и с психологической точки зрения: эмоции такого типа на месте не стоят. Любование собой, скорее всего, приведет к желанию быть красивой и для друзей-парней, привлекать внимание противоположного пола — и так далее. Поэтому надо «отгородиться» от этого. Знайте, что Вы красивая девушка, как внешне, так и внутренне. Внешнюю красоту Всевышний дал для того, чтобы Вы понравились своему будущему мужу. Над внутренней красотой Вы больше работаете сами. «Лицо» на иврите — «паним». Это слово однокоренное слову «пним» — «внутреннее». Лицо отражает душу человека, оно — не красивая маска. Чем больше человек работает над своим Эго, чем лучше относится к другим, тем больше и красивее его душа — и тем красивее его лицо. Это и есть внутренняя красота. Фотографии вряд ли передадут ее. А вот ситуации, когда эту красоту можно проявить, доставляют гораздо большее удовольствие, чем комплименты.
Желаю Вам скорее найти подходящего для Вас спутника жизни и всегда быть для него красивой — внешне и внутренне!
И к вопросу о макияже. Мидраш говорит: когда Всевышний сотворил Хаву, Он, прежде чем представить ее Адаму, украсил её двадцатью четырьмя украшениями, заплел ей косы, чтобы Хава, единственная в мире женщина, выглядела привлекательно и больше понравилась Адаму. О праматери Лее известно, что она сама вышла навстречу своему мужу Яакову, привлекла его своим видом и от этой близости родился Иссахар — родоначальник колена, посвятившего свою жизнь изучению Торы.
Когда евреи были в египетском рабстве, еврейские женщины приходили к своим вымотанным работой мужьям, приносили им кувшины с речной водой, в которую попадали мелкие рыбки, прихорашивались, смотрясь в медные полированные диски как в зеркало, и так привлекали мужей, поддерживали их дух. Поэтому сказано: благодаря заслуге праведных женщин вышли евреи из Египта. А в чем заслуга? — В том, что они прихорашивались для мужей. Так и родилось поколение, которое вышло из Египта.
В пустыне, когда весь народ приносил украшения для строительства Мишкана (переносного Храма), женщины принесли эти диски. Моше Рабейну сначала отказался их принимать — как орудие для поддержания красоты и «разжигания» страсти, но Всевышний велел принять их, так как Ему они особенно дороги. Всевышнему особенно дорого, когда женщина заботится о своей красоте, чтобы привлечь внимание мужа! И из этих дисков сделали предметы, необходимые для Мишкана. И еще Всевышний Сам заботился о красоте женщин и вместе с маном посылал на землю субстанцию, из которой делали духи.
Впоследствии пророк Эзра постановил, чтобы у купцов всегда были в наличии духи и косметика — масла, бальзам и т.д. Чтобы еврейские семьи могли существовать и выполнять свою задачу, женам необходимо хорошо выглядеть для своих мужей. Муж, который «стремится к физической красоте жены», — это и есть «духовный» муж. Все свои желания и мысли, страсть он направляет только к своей единственной и любимой жене, и делает это в соответствии со своим разумом, знанием, что только эту женщину ему нужно любить и к ней стремиться. А женщина вкладывает в этот «проект» эмоции и чувства — делает себя привлекательной для него (внешне и поведением). И вместе они достигают близости — любви, порожденной святостью (связь мужчины только с одной женщиной — «отделенной», «выделенной», «посвященной» ему женой — ни иврите и называется святостью). Такая любовь и создает духовность.
Конкретно о косметике праматерей я ничего не могу сказать, но ясно, что они украшали себя. Нет общего рецепта, какой должна быть или не быть косметика и другие средства ухода за собой, тут решение в каждой семье индивидуальное, подходящее именно для нее. Главное — знать, что стремление больше понравиться мужу — это и есть самое еврейское поведение, испокон веков сохранявшее еврейские семьи.
С уважением, Лея Солганик
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский