Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что Тора говорит об обмене заложников на террористов?

Темы: Запреты, Война, Деньги, Еврейский закон, Заповеди, Безопасность, Жестокость, Террор

Отложить Отложено

Сейчас все говорят об обмене заложников — на террористов или на прекращение огня. Хотелось бы знать, как Тора смотрит на этот вопрос. N.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый N.,

Большое спасибо за Ваш вопрос.

К сожалению, в нынешней ситуации он не является теоретическим. В молитве, которую мы сегодня ежедневно произносим — «Ахейну коль бейт Исраэль»[i], есть слова «Братья наши из дома Израиля, все, кто в беде и в неволе». И если «братья, которые находятся в беде» — явление для нас не новое, то «братья в неволе» — это то, с чем еврейский народ давно не сталкивался.

По последним данным, 239 человек — старики, женщины и дети — находятся в руках Хамаса, их держат в качестве заложников. И речь идет не о лагере военнопленных, содержание в котором регулируется Женевскими конвенциями, эти люди попали в руки кровожадных варваров. Страшно подумать, что переживают родные и близкие заложников.

Невозможно говорить об этом без боли в сердце. Тем не менее, в иудаизме есть такое правило: когда человек изучает законы выполнения какой-то заповеди, то это в определенной мере засчитывается как само выполнение заповеди.

Поэтому давайте попробуем посмотреть, что сказано в нашей Святой Торе о заповеди выкупа пленных. И пусть наша учеба будет засчитана как заслуга для наших братьев, находящихся в плену, чтобы они поскорее вернулись живыми и невредимыми к своим семьям.

Талмуд (Бава Батра 8 б) называет пребывание в заложниках самым страшным испытанием. Там сказано: меч хуже смерти, голод хуже меча, а плен включает в себя всё перечисленное и потому хуже всего… Как мы видим, к сожалению, вопрос об освобождении заложников — не новый и на протяжении всей истории еврейского народа, изобилующей страданиями, нам приходилось его решать.

Поэтому сказано в Шульхан Арухе[ii] (Йорэ Дэа 252:3), что каждая минута, когда есть возможность освободить пленных и освобождение откладывается, приравнивается к кровопролитию.

Тем не менее, Талмуд (Гитин 45а) говорит, что мудрецы издали специальное постановление, определённым образом ограничивающее усилия, которые следует предпринимать для освобождения пленных. Суть постановления: не выкупают заложников за сумму, превышающую «их стоимость» (см. ниже).

Далее Талмуд приводит дискуссию о том, почему было принято такое постановление. Согласно первому мнению, причина в том, что если община будет платить завышенную цену, выкупая пленных, это будет для нее непосильным финансовым бременем и нормальному существованию общины будет нанесен непоправимый ущерб.

Согласно второму мнению, если община будет платить завышенную цену за возвращение похищенных, это спровоцирует врагов захватывать как можно больше пленных, чтобы получить за них выкуп. И в конечном счете это приведет к страданиям большого количества людей.

Каково различие между этими двумя мнениями на практике? Это различие становится явным в случае, когда богатые родственники готовы выкупить пленника за завышенную цену. По первому мнению, это не будет бременем для общины, поскольку выкуп платят родственники, а не община. А по второму, это также будет запрещено, поскольку богатый выкуп спровоцирует врагов захватывать еще пленных. И врагам безразлично, кто платит — родственники или община.

Рамбам[iii] и Шулхан Арух (Йорэ Дэа 252:4) устанавливают закон в соответствии со вторым мнением. Получается, что нельзя выкупать пленных за завышенную цену, поскольку это провоцирует врагов захватывать еще больше пленников. Иными словами, это постановление было принято, чтобы предотвратить страдания еще большего числа людей, даже если это делается в ущерб конкретному человеку, который останется в плену…

Выкуп будущего Первосвященника[iv]

Талмуд (Гитин 58а) приводит рассказ о том, как один из мудрецов, раби Йеошуа бен-Хананья[v], нашел пленного еврейского мальчика в одном из городов Римской империи. Он разглядел в этом мальчике необычный потенциал и выкупил его за очень большую сумму. Действительно, когда этот мальчик вырос, он стал Первосвященником во втором Храме и великим мудрецом, известным нам как раби Ишмаэль бен-Элиша[vi].

Тосафот[vii] задают вопрос: почему разрешено было выкупить этого мальчика за высокую цену, ведь существует постановление, запрещающее это делать? На этот вопрос они дают три различных ответа:

Исключение мудрец Торы

1. Выкупая мудрецов Торы, разрешено переплачивать, поскольку важно сохранить традицию передачи Торы. Раби Йеошуа бен-Хананья увидел, что этот мальчик способен стать великим мудрецом Торы, и оказался прав.

В этой связи уместно вспомнить историю Маарама из Ротенбурга[viii]. Маарам был основоположником ашкеназской галахической (законодательной) традиции. Двое его известных учеников, Мордехай[ix] и Агаот Маймонийот[x] был убиты крестоносцами. Еще один ученик, РОШ[xi], был вынужден бежать в Испанию, а сам Маарам был захвачен в плен.

За него потребовали очень большой выкуп. Несмотря на сложности, община собрала требуемую сумму, но Маарам запретил себя выкупать. Он так и умер в заключении…

Только через семь лет один богатый еврей выкупил тело Маарама и похоронил его. Рассказывают, что Маарам явился во сне к этому еврею и предложил ему выбор: либо все его потомки будут богачами, либо он займет в Будущем мире место рядом с Маарамом. Еврей выбрал второе, вскоре он умер и был похоронен рядом с Маарамом.

Нам не известно точно, по какой причине Маарам запретил себя выкупать. Может быть, он считал, что, даже при выкупе мудреца Торы запрещено переплачивать. Но Мааршаль[xii] объясняет так: разрешено давать большой выкуп за мудреца Торы только в том случае, когда врагам неизвестно, что это за человек. Но если враги знают, что заложник — мудрец и, значит, за его освобождение можно запросить огромную сумму, это спровоцирует их охотиться именно за мудрецами Торы, что в конечном счете поставит под угрозу передачу еврейской Традиции.

2. Исключение разрушение Храма (военное время)

После разрушения Храма ситуация изменилась и разрешили давать за пленных даже большой выкуп. Дело в том, что отказ от «переплачивания» имеет целью предотвратить дальнейший захват пленных. А в ситуации войны, когда враги и так пришли убивать и захватывать пленников, их ничто не остановит. Поэтому мы должны пытаться спасти то, что можем, независимо от цены.

3. Исключение опасность для жизни заложника

Разрешено платить больше положенного, когда жизни пленника угрожает опасность.

Отметим, что не все согласны с этой позицией Тосафот. В частности, Рамбан[xiii] говорит, что пребывание в плену всегда связано с опасностью, как было сказано выше, и, тем не менее, мудрецы постановили не выкупать пленных по завышенной цене. В свою очередь Меири[xiv] говорит, что есть разница между ситуацией, когда человека похитили ради выкупа, и ситуацией, когда он находится в плену врага. Во втором случае опасность гораздо выше.

Другие законодатели считают (Кнесет Йехезкель[xv], респонс Йорэ Дэа 38): мнение Тосафот основано на их предположении, что цель постановления — освободить общины от непосильного финансового бремени, см. выше. Поэтому, когда жизни пленного угрожает опасность, необходимо сделать все возможное для его спасения.

Но если цель постановления — предотвратить дальнейшие похищения, то можно понять: даже когда одному человеку угрожает опасность, его нельзя выкупать за большую цену, если это приведет к росту числа похищений.

Далее мы упомянем, как эта дискуссия использовалась современными галахическими авторитетами (знатоками еврейского Закона) на практике.

Какую цену разрешено платить?

Как сказано, постановление мудрецов запрещает платить за освобождение пленных завышенную цену. А какая цена считается не завышенной? За какие деньги разрешено выкупить пленника?

Есть мнение (Ритва[xvi], Ктубот 52б), что речь идет о стоимости данного человека на рынке рабов (когда существовало такое понятие). Другие галахисты считают, что приемлемой является цена, за которую у других народов принято выкупать пленных.

Обмен заложников в наше время

До сих пор мы говорили о практике, принятой во времена Талмуда и позже, когда речь шла о выплате ДЕНЕЖНОГО выкупа за пленного.

В наше время ситуация кардинально изменилась. Террористов больше не интересуют деньги, их цель — брать заложников, чтобы потом обменять их на террористов, находящихся в тюрьмах. Вопрос уже не о рамках финансовых обязанностей в отношении к пленному, он перешел в другую плоскость.

Освобождение террористов из тюрем подвергает общество непосредственной опасности, поскольку велика вероятность, что они вернутся к террористической деятельности. Иными словами, вопрос стоит так: разрешено ли освобождать заложников, которым угрожает опасность, если это создаст угрозу для жизни других граждан.

Поэтому не факт, что те постановления, о которых мы говорились выше, актуальны и в нынешней ситуации, когда речь идет об опасности для жизни других людей.

Более того, всё, что мы можем сказать, — это только теоретическое обсуждения вопроса. На практике необходимо знать конкретные реалии и обладать оперативной информацией, которой располагают только военные и службы безопасности.

Даже если мы говорим об освобождении заложников в обмен на прекращение огня, необходимо знать, что за этим стоит с практической точки зрения. Просто передышка — или же это даст противнику возможность перегруппировать силы, получить подкрепление и новые боеприпасы. Запустить журналистов, которые неадекватно отразят происходящее и т.п. А мы не обладаем этой информацией.

Поэтому без оценки конкретных фактов специалистами любое обсуждение является только теоретическим.

Операция «Энтеббе»

Интересно, что во время известной операции «Энтеббе», когда террористы захватили самолет и за освобождение пассажиров требовали освобождения сорока заключенных, израильское правительство обратилось к раву Овадье Йосефу[xvii], который занимал тогда пост главного раввина Израиля, чтобы он дал свое заключение о легитимности такой сделки с точки зрения еврейского Закона.

Рав Овадья написал длинный респонс на эту тему (респонс «Йабиа Омер» 10, Хошен Мишпат 6). Примечательно: рав Овадья собрал тогда виднейших раввинов поколения, чтобы они вместе с ним прояснили вопрос. Среди них были рав Шломо-Залман Ойербах[xviii], рав Йосеф-Шалом Элияшив[xix] и др.

В своей респонсе рав Овадья упоминает, что в разгар обсуждения вопроса тогдашний премьер-министр Ицхак Рабин сообщил им об успешной военной операции, в результате которой заложники были освобождены. Рав Овадья приводит слова восхваления и благодарности Всевышнему, которые раввины произнесли, получив это известие.

Приведем некоторые доводы из трудов наших мудрецов — «за» и «против» обмена заложников на террористов.

Доводы «за»:

Непосредственная опасность и опасность в будущем

При обсуждении вопроса о сделке по обмену заложников на террористов рав Овадья упоминает различие между непосредственной опасностью сейчас и опасностью, которая может возникнуть в будущем.

Жизнь заложников находится в непосредственной опасности сейчас. А освобождение террористов из тюрьмы можно рассматривать как опасность, которая возникнет в будущем, но не является непосредственной угрозой в настоящий момент. В таком случае необходимо предотвратить непосредственную опасность.

Степень опасности в будущем могут определить только силы безопасности, которые обладают необходимой информацией. Допустим, они утверждают, что освобожденные террористы будут находиться под постоянным контролем или их отправят в другие страны без права возвращения, где они не могут вернуться к террористической деятельности. Тогда предпочтительно устранить непосредственную опасность, которой подвергаются заложники в данный момент.

Моральный дух и мотивация

Когда солдат, выходящий на войну, знает, что будет сделано всё возможное, чтобы освободить его из плена живым или получить тело, это дает ему дополнительную мотивацию сражаться бесстрашно.

Обязанность государства по отношению к пленным и заложникам

Обязанность государства — сделать всё возможное, чтобы освободить из плена солдат, которых оно послало на войну, и мирных жителей, которых оно обязуется оберегать. Для этого (в том числе) и существует государство, и это его моральная задача. Такой подход также положительно сказывается на мотивации солдат и граждан, которые живут в опасных районах.

Заложник выкупает себя сам, страховка

Даже в тех случаях, когда по постановлению мудрецов запрещено платить за освобождение пленных завышенную цену, если речь идет о самом пленном, это ограничение не действует. Человек может выкупить сам себя за любую сумму, без ограничений.

Идя в армию, человек как бы «получает страховку» от государства: оно приложит все усилия, чтобы освободить его. Поэтому его освобождение, даже в обмен на освобождение террористов, можно рассматривать как случай, когда человек сам себя освобождает.

Военное время

Все ограничения на освобождение заложников действуют только в мирное время. Во время войны ничто не удержит врагов от попыток захватить еще заложников или продолжать убивать. Поэтому в такой ситуации нужно приложить все усилия, чтобы обороняться и защищаться, и при этом нужно спасать тех, кого можно спасти.

А реальность такова, что Государство Израиль с самого начала находится в постоянной борьбе за существование.

Государственные соображения

У государства могут быть свои соображения согласиться на сделку — как в связи с международным положением, так и ради поддержания морального духа.

Доводы «против»:

Опасность для других евреев

Опасность того, что освобожденные террористы вернутся к террористической деятельности, гораздо реальнее, чем мы предполагаем. Их невозможно «перевоспитать». К сожалению, последние события подтверждают этот вывод. Более того, такие сделки стимулируют их к дальнейшим терактам, они перестают бояться, когда знают, что даже если их захватят, потом всё равно освободят в обмен на заложников.

Сделки провоцируют новые захваты заложников

После сделки по освобождению Гилада Шалита, когда израильский солдат был обменян на 1027 террористов, лидеры Хамаса прямо заявили: теперь мы знаем, как нужно разговаривать с Израилем. Мы нашли тот язык, который Израиль понимает, и в дальнейшем будем действовать в этом направлении.

И как мы на практике видим, мораль и мотивация наших противников повышается в результате таких сделок. Поскольку они рассматривают это как слабость Израиля.

«Чья кровь краснее?»

Известный принцип, упоминаемый в Талмуде (Санхедрин 74а), гласит: нельзя убивать другого человека, чтобы спасти свою жизнь. В данном случае, даже когда одному человеку угрожает опасность, запрещено «переносить» эту опасность на другого человека. В случае с освобождением террористов опасность «переносится» на других евреев.

Военное время

В 1970 году палестинские террористы захватили самолет с пассажирами и угнали его в Иорданию. Среди заложников находился рав Ицхак Гутнер[xx], глава ешивы «Хаим Берлин» в Нью-Йорке, один из великих раввинов прошлого поколения. Ученики рава Гутнера предложили собрать крупную сумму денег, чтобы выкупить учителя. Они обосновывали это тем, что Шульхан Арух, как мы видели выше, разрешает выкуп мудрецов Торы и по завышенной цене.

Однако рав Яаков Каменецкий[xxi], один из ведущий раввинов Америки, запретил эту сделку. Он обосновал свое решение тем, что закон, приведенный в Шулхан Арухе, относится к мирному времени. Во время войны нельзя давать деньги врагу или освобождать террористов, которые сразу же включатся в борьбу против нас с оружием в руках.

Интересно: хотя фактически Израиль в то время не находился в состоянии войны, рав Каменецкий рассматривал ситуацию как военную. Иными словами, военное положение в Израиле, окруженном со всех сторон врагами, никогда не прекращается.

Согласно этому подходу, в военное время не ведутся никакие переговоры и не заключаются никакие сделки с врагом.

Один за всех, и все за одного

Тем не менее, даже сторонники этого подхода считают, что армия обязана приложить все усилия для освобождения заложников, но — с помощью военной операции, даже если это подвергнет опасности жизни многих солдат.

Каждый солдат понимает, на что идет

Каждый солдат и даже каждое «гражданское лицо» понимает, что мы постоянно находимся на войне, на которой могут быть жертвы. Поэтому каждый отдает себе отчет, что, защищая родину, он может быть убит или попасть в плен.

Снижение морального духа наших солдат

Мотивация наших солдат понижается, когда они знают: сегодня они рискуют жизнью, захватывая террористов, а завтра эти террористы будут выпущены на свободу.

Заключение

Мы рассмотрели основные принципы, которые находим в Торе и у наших мудрецов по вопросу освобождения заложников. Эта тема достаточно сложная и многогранная. Как мы увидели, еврейский народ, как никто другой понимает ценность КАЖДОЙ человеческой жизни и мы готовы приложить все возможное для ее спасения. При этом мы должны принять во внимание, как сделка по обмену заложников может отразиться на безопасности других евреев и затем найти необходимый баланс. Понятно, что мы можем рассматривать этот вопрос только теоретически, поскольку не имеем всей оперативной информации. И если государство заинтересует мнение Торы, то на практике рассматривать такой вопрос под силу только крупнейшим раввинам нашего поколения.

И, как мы сказали, дай Б-г, чтобы наше изучение этой темы было засчитано как заслуга наших братьев, находящихся в плену, чтобы они поскорее вернулись живыми и невредимыми к своим семьям.

С уважением, Яков Шуб


[i]«Ахейну коль бейт Исраэль»:
Братья наши из дома Израиля, все, кто в беде и в неволе, где бы вы ни были: на море или на суше, Тот, Кто является средоточием мироздания, да смилуется над вами, выведет вас из теснины на простор, из мглы к свету, из рабства к свободе. И скажем: Амен.

[ii] Шульхан Арух — самый авторитетный кодекс еврейского Закона (первое издание завершено в 5325 / 1565). Составлен раби Йосефом бар-Эфраимом Каро (Мехабер; Маран; 5248-5335 / 1488-1575; Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль), величайшим из законоучителей всех поколений.

[iii] Раби Моше бар-Маймон (Маймонид, 4895-4965 / 1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

[iv] Первосвященник (Коэн Гадоль) — главный из священнослужителей-коэнов, потомков Аарона (брата Моше — Моисея), в Иерусалимском Храме. Согласно Традиции, молитва первосвященника приносит в мир благо. В частности, от его служения в Йом-Кипур (День Искупления) зависит, какой год будет у еврейского народа и — в конечном счете — у всего мира.

[v] Раби Йеошуа бен-Хананья а-Леви — глава Санхедрина в период после разрушения Второго Храма, ближайший ученик раби Йоханана бен-Закая. Знаток магии, владел многими языками, обладал обширными познаниями в математике и астрономии. Входил в посольство, направленное в Рим, чтобы способствовать отмене антиееврейских указов. Успешно участвовал в диспутах с философами афинской школы, ранними христианами, а также римским императором Адрианом.

[vi] Раби Ишмаэль бен-Элиша а-Коэн — мудрец Мишны и Талмуда, служил Первосвященников во Втором Храме.

[vii] Под названием «Тосафот» объединены обширные комментарии практически на все трактаты Талмуда, составленные плеядой знаменитых еврейских ученых 12-14 веков, главным образом — из Франции и Германии. Отталкиваясь от комментария Раши, они как бы продолжают и расширяют его.

[viii] Раби Меир бар-Барух (Маарам из Ротенбурга; ок. 4975-5053/ ок. 1215-1293) — духовный лидер евреев Германии, выдающийся законоучитель, один из авторов комментария Тосафот.

[ix] Раби Мордехай бар-Гилель а-Коэн (убит в 5058 /1298, Нюрнберг) — выдающийся законоучитель, автор книги «Сефер Мордехай» (комментарий к кодексу РИФа).

[x] Раби Меир а-Коэн (Агаот Маймонийот; убит в 5058 /1298, Ротенбург) — выдающийся законоучитель. По совету Маарама написал комментарий на законодательный свод Рамбама «Мишнэ Тора», в комментарии подчеркнуты отличия в трактовке законов между мудрецами Испании (Сфарад) и Германии (Ашкеназ).

[xi] Раби Ашер бар-Йехиэль (РОШ, ок. 5010-5088 / ок.1250-1327) — общепризнанный глава мудрецов диаспоры во времена Средневековья и один из величайших законоучителей всех времен.

[xii] Раби Шломо бар-Йехиэль Лурия (Мааршаль: морэйну а-рав Шломо Лурия — «наш учитель раввин Шломо Лурия»; ок. 5270-5334 / ок. 1510-1573, Польша) — выдающийся законоучитель и исследователь Талмуда.

[xiii] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.

[xiv] Раби Менахем бар-Шломо Меири (5009-5076 /1249-1316, Прованс) — один из наиболее значительных комментаторов Талмуда.

[xv] Раби Йехезкель Каценеленбоген (Кацнельбоген, 5428-5509 / 1667-1749; Литва, Германия) — раввин объединения еврейских общин Гамбурга, Альтоны и Вандсбека, законоучитель, противостоял последователям Шабтая Цви, автор книги респонсов «Кнесет Йехезкель».

[xvi] Раби Йом-Тов бар-Авраам а-Севили (Ритва; 5010-5090 /1250-1330, Испания) — духовный лидер своего поколения, один из наиболее выдающихся исследователей Талмуда.

[xvii] Раби Овадья Йосеф (5681-5774 / 1920-2013, Египет — Израиль), великий знаток Торы и лидер сефардского еврейства.

[xviii] Раби Шломо-Залман бар Хаим-Йеуда-Лейб Оэрбах (5670-5755 /1910-1995, Иерусалим) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров поколения.

[xix] Раби Йосеф-Шалом Элияшив (5670-5772 / 1910-2012, Литва — Эрец-Исраэль — Израиль) — крупнейший законоучитель и мудрец Торы современности, духовный лидер поколения.

[xx] Раби Ицхак бар-Хаим-Йоэль Гутнер (Пахад Ицхак; 5666-5741 / 1906-1980, Польша, Эрец-Исраэль, США) — выдающийся еврейский ученый нашего времени, один из лидеров еврейства США, автор широко известной книги «Пахад Ицхак» и основатель одноименной ешивы в Иерусалиме.

[xxi] Рав Яаков Каменецкий (5651-5746/1891-1986, Российская империя — США) — один из выдающихся духовных лидеров еврейских общин США, глава ешивы «Тора вэ-Даат» в Нью-Йорке, член Моэцет гдолей а-Тора (Совета выдающихся знатоков Торы) в Америке.

Материалы по теме


В этой недельной главе повествуется о приобретении Авраамом легендарной пещеры Махпела в Хевроне, погребении праведницы Сары, сватовстве Ицхака и Ривки. Читать дальше