Темы: Виленский Гаон, Предназначение, Воспитание детей, Душа, Природа, Мишлей, Астрология, Работа
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДоброго времени суток, дорогой раввин! Меня зовут N. Вопрос касается карьеры. Имею высшее техническое образование. Мои родители люди советской закалки: всю жизнь работали на одном месте и на одной должности. Общество у нас достаточно консервативное, к карьеристам относятся настороженно.
С 2015 года уже менял 5 мест работы (электромонтер — инженер — ведущий специалист — главный специалист — начальник отдела). На мой взгляд, это нездоровое явление (хоть и карьерный рост). И сейчас чувствую себя не в своей тарелке. Просто не люблю сидячую работу. Что делать в таком случае? Может, переключиться на общественно-политическую деятельность?
Шалом уважаемый N.,
Я думаю, для начала стоит понять важный принцип в воспитании детей, и это поможет нам разобраться, что делать с самими собой.
Сказано в Мишлей (22:6): «Наставь юношу на путь его, и он не уклонится от него, когда и состарится».
Виленский Гаон[i] объясняет это, помогая нам понять глубокий смысл стиха и «нащупать» основу успешного воспитания и образования.
В своем комментарии к книге Мишлей (Притчей) он цитирует Талмуд (Шабат 156а), где сказано: того, кто рожден под планетой Марс, будет тянуть к кровопролитию. Ему предстоит проливать кровь. Соответственно, он будет врачом или моэлем (специалистом по обрезанию), или резником (специалистом по кошерному убою скота) — или же грабителем и убийцей.
Говорит Виленский Гаон: того, кто рожден с природой «кровопийцы», мы не можем изменить, не можем превратить в человека тонкого и чувствительного. (Эти наклонности можно распознать еще в детстве. Есть дети, которых вид крови повергает в шок, а есть такие, которых интересуют и даже «интригуют» травмы и синяки). Такой человек, как говорят мудрецы, «будет проливать кровь».
Но мы определенно можем направить его свойства в положительное русло: он может стать врачом, выполнять заповедь кошерного забоя скота и так обеспечивать людей мясом. Возможно, будет делать младенцам обрезание и таким образом приобщать их к союзу нашего праотца Авраама с Б-гом.
А если воспитателям не удастся направить его природные наклонности в какое-то положительное русло, то, не дай Б-г, он пойдет по дурному пути, станет убийцей…
То есть цель воспитания не в том, чтобы изменить природу ребенка (а при самовоспитании — свою собственную). Не пытаться менять даже тогда, когда она кажется опасной, гибельной. Такая попытка всё равно обречена на неудачу и может только сломить душу ребенка. Задача воспитания состоит в том, чтобы направить любую природу в положительное русло.
Поэтому еврейские мудрецы старались использовать слова «хорошие качества» или «плохие качества», а не слова «хороший характер (природа)» и «плохой характер» и т.д. Потому что каждое врожденное свойство можно направить туда, где оно будут уместно и востребовано.
Если использование своих свойств и склонностей осуществляется правильно, в соответствии с ценностями Торы, то это называется «хорошей мерой» и результат будет положительным. А если нет, то это «дурная мера».
В этом и заключается «наставление юноши на путь его», то есть нахождение правильного пути для проявления именно его природы, его наклонностей. Так ребенка можно подвести к тому, чтобы он успешно справлялся с трудностями и испытаниями жизни самостоятельно.
Это же относится и к нам самим. Правильно выбирать в жизни такую специальность и такое занятие, которые подходят и интересны именно нам, соответствуют нашей природе. Как говорят, к чему душа лежит.
Вы правы, советское воспитание в целом не приветствовало такой подход. За многих из нас родители заранее решали, кто будет врачом, а кто — инженером. Так что считаю, Вам стоит решить самому, где Вам больше нравится, от чего получаете больше удовлетворения, — и этим заниматься.
Естественно, важно принять в расчет и материальный аспект и маневрировать между заработком и самовыражением.
С уважением, Моше Аксельрод
[i] Виленский Гаон (Дер Вильнер Гаон, Раби Элияу бен-Шломо-Залман, а-Гро, 5480-5558 / 1720-1797) — знаменитый ученый-талмудист, гордость восточно-европейского еврейства.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Великий в знаниях и в своих душевных качествах, человек исключительных способностей, настоящий праведник, Виленский Гаон каждый поступок взвешивал на весах мудрости.
Рав Берл Набутовский
Рав Шимон Соскин
Как известно, астрология — это наука о влиянии небесных светил на жизнь людей. Она утверждает, что расположение звезд и планет в момент рождения человека определяет его способности, характер и судьбу в целом
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Натан Агрес
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Основные принципы воспитания детей»
Рав Хаим Фридляндер
Родители, выросшие в нерелигиозном окружении, найдут для себя полезной эту книгу. Мифы демократического образования.
Рав Овадья Климовский
Как помешать врагу вредить нам?
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Глава из книги Рамхаля «Дерех Ашем»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его