Темы: Предназначение, Семья, Ешива, Будущий мир, Изучение Торы, Работа, Страхи, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДоброго времени суток! Скажите, пожалуйста, как перестать бояться религиозной жизни в связи с рутиной и однообразностью, которую она из себя представляет?
На данный момент я в ешиве, потом — жениться, дети, какая-то работа. Литовский мир[i] по-своему душит и говорит, что с моей головой хорошо бы сидеть в колеле[ii]. Выглядит страшно. Можно ли каким-то образом получить и этот мир, и Грядущий? Большое спасибо! N.
[i] Об истории литовского еврейства и мире «литовских» ешив можно прочесть здесь.
[ii] Учебное заведение, где семейные люди (аврехим) изучают Тору.
Здравствуйте, N.!
Ваш вопрос понятен. Представляется, что тут главное — определить, к чему Вы предрасположены и какой путь даст Вам возможность реализоваться. Что чувствуете Вы сами — или советуют те, кто действительно хорошо Вас знает?
Да, в обществе могут господствовать те или иные понятия о том, что человеку следует или не следует делать. Они могут быть верными, но всё-таки люди разные и человек вовсе не обязан выбирать тот или иной путь только потому, что «все так говорят / делают».
Вас беспокоит, что «Грядущий мир» получат только те, кто сидит в колеле? Не беспокойтесь: не только они, но все, кто делает то, что от них хочет Б-г. А Он создал людей разными и может хотеть от них разного. От кого-то — да, сидеть в колеле. От кого-то другого — заниматься чем-то другим.
Врач или спасатель не сидят весь день в колеле, но у Вас есть сомнения, что их ждет Грядущий мир? Как и всех, кто использует заложенные в них Б-гом способности во благо, трудится на совесть и приносит пользу людям. Это, кстати, касается и тех, кто сидит в колеле: их ожидает Будущий мир при условии, что они серьезно трудятся над Торой, а не просто «сидят» там «потому, что все так делают».
Так что тут нужно взвешивать и решать объективно, вне зависимости от того, что «говорят». У каждого пути есть свои преимущества. «Сидеть в колеле», то есть изучать Тору «фултайм» — это шанс изучить ее на уровне, иначе труднодоступном. Это важно. Но, как сказано, если человек явно ощущает, что он предрасположен к другим занятиям, которые приносят пользу, то — пожалуйста. Главное — соблюдать Тору, а ее могут соблюдать и представители других профессий, примеров на самом деле много.
В предыдущих поколениях вообще было больше в норме учиться ремеслу и зарабатывать, колели на самом деле — современное явление, возникновение которого, впрочем, можно объяснить. Но среди других современных явлений — целый ряд курсов, предоставляющих молодым религиозным людям возможность получить специальность, например, в Хайтеке, изучить программирование и т.п. Если захотите, сможете выбрать и такой путь, никто, разумеется, не запрещает.
Теперь о Вашем беспокойстве насчет «рутины и однообразности религиозной жизни».
Понимаю, о чем Вы, но позвольте заметить: «рутина и однообразность» является угрозой в любой области. Какую бы профессию человек ни выбрал, какой бы жизнью ни жил, обычно эта профессия и эта жизнь устроены рутинно. Утром люди встают — кто в ешиву и в колель, а кто на работу. Кто-то перед этим молится, а кто-то только завтракает. Посередине дня кто-то читает Минху (послеполуденную молитву) и обедает, а кто-то только обедает.
В колеле — или на работе — нас окружают люди, обычно — не идеальные, с которыми приходится иметь дело, те же вышестоящие, обычно тоже не идеальные, с которыми тоже приходится иметь дело… Та же работа / учеба, которая может в принципе быть интересной и полезной — и обычно таковой рекламируется, но которая на практике каждый день вполне может быть рутинной, а то и скучноватой.
Даже работа, которая в принципе считается творческой. Кстати, изучение Торы, глубокий анализ ее законов и тем Талмуда, выявление трудностей и противоречий и поиск креативных решений — это именно что творческая работа. Только, как сказано, в каждом деле могут быть элементы рутины.
Вечером мы возвращаемся усталые — кто из колеля, кто с работы — в семью, а там, в семье, нас тоже окружают люди, обычно — не идеальные. Супруги со своими требованиями, дети со своими криками…
И посуду надо мыть, и со стиркой возиться, и мусор выносить, и вообще убирать. Снова и снова.
Надо также регулярно ходить в магазин — опять те же продукты, на тех же полках. (Нет, иногда в супермаркетах всё меняют и переставляют — к нашему великому раздражению! А иногда того или иного продукта нет, и надо либо обойтись без него, либо искать где-то еще. Ура, теперь поищем для разнообразия в другом магазине! Или иная реакция?) Те же очереди.
И к врачам приходится ходить, и с различными документами возиться…
Так устроена наша жизнь в этом мире. Она делится на дни и недели, которые «цикличны» и рутинны. Есть, конечно, профессии, при которых приходится выходить за рамки этих циклов. Например, пожарный: где-то пожар — изволь ехать, неважно, в какое время дня или ночи! И все другие виды спасателей, врачи в реанимации и т. п. Или журналисты: как рассказал мне одноклассник, когда-то занимавшийся этим: где-то что-то произошло — мчись туда «делать новости», опять же неважно, в какое время суток. Или, например, у всех выходной и люди хотят куда-то поехать — но как они поедут, если у водителей автобусов и машинистов тоже выходной? Потому у последних — не выходной!
Все эти люди наслаждаются «нерутинностью» своей работы? Думаю, что нет.
Но что же делать с той «рутинностью», которая может раздражать?
Например, находить способы ее скрашивать и получать удовольствие, а то и расти. Застрял в очереди — открой интересную книгу (у кого есть, можно в телефоне), получи удовольствие, а то и что-то познай. В пробке — то же самое. Если едешь в общественном транспорте, если сам за рулем или если занимаешься физическим трудом дома, включи что-то: интересную лекцию или красивую музыку. Или подумай о чем-то интересном, над каким-то вопросом, требующим решения. Да, таких ситуаций в жизни много — так много можно и прочитать, услышать, надумать!
Всё это — вне зависимости от того, кто мы и чем в жизни занимаемся. Можно и столкнуться с рутиной, и найти способы сделать жизнь интересной.
Разумеется, могут существовать и другие способы разнообразить жизнь, тут приведены лишь примеры.
Желаю Вам выбрать правильный путь в жизни — тот, который по-настоящему подходит Вам, — а также найти способы скрашивать рутину, какой бы путь ни избрали.
С уважением, Меир Мучник
Рав Эльяким Залкинд
С какого момента время перестает существовать?
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Хочешь приблизиться к Творцу – убери отрицательные эмоции.
Рав Моше Пантелят
Журнал «Мир Торы»
Весь мир существует на протяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Написано: «Невежда не хасид».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Хава Куперман,
из цикла «Уроки еврейской истории»
Рав Яков Шуб
Настоять на отпуске?
Рав Моше Сытин
Когда начинается утро в Берлине?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Смысл жизни»
Рав Хаим Бурштейн,
из цикла «Еврейский взгляд на мир»
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Человек Торы живет с постоянным ощущением присутствия Всевышнего. Сначала тяжелое чувство: никогда и нигде нельзя уединиться, – но одновременно и необычайно приятное ощущение: твой Помощник всегда с тобой. Он тебя не покинет.
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его