Темы: Запреты, Прогресс и Тора, Скромность, Еврейский закон, Заповеди, Убийство, Воровство
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте, уважаемый раввин, вопрос: как в современном мире можно утверждать, что истина, а что нет? Почему люди должны соблюдать законы и запреты, которые были созданы тысячелетия назад? Можно ли менять законы в связи с развитием науки и мира в целом?
Что скажете о людях, которые меняют запреты одеваться скромно и, например, носят короткие шорты, вступают в половые связи до брака, говоря: 21 век на дворе, так сказать!
Здравствуйте!
Представляется, что одна часть Вашего вопроса отвечает на другую — или хотя бы дает начало ответа.
«Почему люди должны соблюдать законы и запреты, которые были созданы тысячелетия назад?»
Допустим, мы не признаем, что законы, созданные кем-то так давно, применимы для нас. Но тогда — как можно утверждать, что истина, а что нет? То есть: кто решает, что является истиной? Тот, кто живет в «современности»? Но ведь люди разные. Одному, с его логикой и менталитетом, покажется истиной одно, другому другое, и никто никому ничего не докажет. Ведь все «современные».
Скажем, «21 век на дворе» — и что? Это значит, надо вступать в половые связи до брака и ходить в коротких шортах (женщинам)? А кто так сказал? Кажется, кто-то на Западе. А пойдем на Восток, там в иных местах в том же 21 веке женщинам можно лишь щелку для глаз в парандже. И к ЛГБТ там иное отношение. И кто тут кому что-либо докажет?
Решим так, как в «современность» представляется логичным? Нет уж, пока мне никто не доказал, что мужчина с мужчиной — это логично! И что правительство надо составлять так, чтобы было поровну мужчин и женщин, «потому что на дворе 2015 год!» Так и сказал тогда канадский премьер, а я покрутил пальцем у виска. А кто-то выразился покруче: назначения делаются не на основе того, что у людей в головах, а на основе того, что у них в штанах!
Кстати, если древние запреты нам не указ, то почему в 21 веке надо соблюдать заповеди «не убий» и «не укради»? Они даны в той же древности! Они логичные? А может быть, они были логичными только тогда, когда в целом было меньше людей, а также была высокая детская смертность, вот и надо было бережнее с человеческими жизнями обращаться. А сегодня — и так миллиарды, и детская смертность уже нам неведома на том уровне. Так, может, уже не надо так беречь, в крайнем случае — «бабы новых нарожают»?
Нет, пусть нам докажут, что это неправильно! Убивать нехорошо? Почему, некоторые тут такие сволочи, что, наоборот, именно без них всем будет лучше! «А евреи вообще недочеловеки, их убивать — это даже не убийство, а как тараканов морить. Ну, или цыгане. А русские — орки, их тоже только убивать и можно, а украинцы…» Ладно, это уж мы увлеклись, но вот, по крайней мере, аборт — не убийство. Или все-таки убийство? Что об этом думают по ту сторону океана?
И запрет воровать, возможно, был актуален, когда имущества у людей было мало и оно было дорогое и трудновосполнимое. Но теперь всего в изобилии, дешево, да и так теперь всё одноразовое, если я не украду, всё равно скоро сломается и новое купят.
А некоторые так богаты, а другие едва выживают, так почему последним нельзя воровать у первых? Несправедливо же!
Более того, где та черта, за которой кончается «древность» и начинается «современность»? А может быть, то, что приняли вчера, уже устарело сегодня? Тем более, если речь об одежде — мода ведь действительно меняется с такой скоростью.
Кстати, а что такое вообще «современность»? То, что сейчас? Так ведь каждый этап для живущих в нем людей — «современный»! Был как-то в Оксфорде, и там показали «Новый колледж» — так его назвали лет пятьсот назад, потому что тогда он действительно был новым.
Короче, если отдавать определение истины на усмотрение людей, то тут: сколько людей — столько и мнений. И эпохи все разные, и внутри каждой эпохи народы и менталитеты разные, да и внутри каждого народа обычно тоже разные группы и идеологии. И у каждого твердое идеологическое обоснование, почему именно его истина — истинна!
Если только человечеству не будет дан закон Свыше. На каком-то этапе. Для которого этот закон неизбежно современен. А для других этапов? Да и какой же из «современных» этапов выбрать?
Одному Б-гу известно.
Он и решил: дать Тору в тот год, когда евреи вышли из Египта. Ибо то поколение было «всеобъемлющим», а значит, в этом плане, «центральным». Оно содержало в себе корни всех последующих поколений, которые поэтому могут рассматриваться как «ветви», расположенные по кругу вокруг «ствола». Поэтому и Тору было логично дать тому поколению, да и она сама устроена подобным образом — как «дерево».
У каждого поколения в ней свой удел — своя «ветвь», и вовсе не у всех они одинаковые. Например, законы Торы устроены так, что сегодня нет условий, необходимых для жертвоприношений или соблюдения большинства законов ритуальной нечистоты, — как раз в эпоху, когда их сущность и смысл перестали понимать. Своевременно Б-г устроил. То есть современно. (Да, Он устроил, а не люди решили, это важно: как сказано, люди могут по-всякому думать, а Он один и Ему виднее.) А какие законы возвратит в будущем — возвратит не просто так, а вместе с нашим пониманием и ощущением правильности этих законов. Потому что будем уже не на той точке окружности, а на другой, или вовсе ближе к центру.
Иными словами, сама еврейская религиозная жизнь постоянно меняется и каждое поколение получает от Б-га именно тот характер и те инструменты, которые необходимы для выполнения его миссии сегодня. И говорить, что религиозные евреи живут как двести или тысячу лет назад, — это не понимать их жизнь ни сейчас, ни тогда.
Нет, на самом деле религиозные евреи нынешнего поколения — именно что современные, раньше были другие, те, чье время было тогда, нынешние бы в той эпохе не прижились. А тогдашние не прижились бы сегодня. Потому что сегодня время тех, кто сегодня и живет.
И те законы, которые мы соблюдаем сегодня, вполне могут быть понятны и приемлемы — если только будем готовы понять.
Да, есть и ритуалы, которые чистой логикой объяснить трудно, хотя все-таки в большой мере можно. Тому, кто не хочет понимать или отказываться от того, к чему привык в современном Западном мире, может показаться трудным. Но тот, кто готов соприкоснуться с современной еврейской жизнью, откроет в ней для себя много благ. Современных! И даже логичных!
С уважением, Меир Мучник
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Письменная традиция дана нашему народу в готовом виде на горе Синай. А что известно об устной традиции?
Рав Яков Шуб
Есть ли в Торе что-то на эту тему?
Рав Замир Коэн
Доктор Джеральд Шредер
Происхождение жизни — загадка, которую наука не в состоянии разрешить. Каким образом энергия Большого взрыва воплотилась в живой разум?
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Ашер Кушнир
У нас беда. Мы обнаружили, что наш сын ворует.
Рав Дов Айзенберг,
из цикла «Так скажи дому Яакова»
Не только помыслы и поступки человека должны быть скромными, но и его одежда. Женщины должны позаботиться о том, чтобы длина их платьев и рукавов соответствовала требованиям Галахи.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Арье Кармель
Заповедь "не убий". Трансплантация органов. Парадокс гуманизма.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Кодекс еврейского закона
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его