Темы: Ненависть, Любовь, Психология, Отчуждение, Молитва, Изучение Торы, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныДобрый день. Вопрос о молитвенной жизни. Я стремлюсь молиться ежедневно. Но, если с вечера принимаешь решение встать пораньше и молиться, то утром, независимо от того, хочешь спать или нет, никакого желания молиться нет. Пустота внутри, вроде ты и не молился никогда, и словно твоя естественная жизнь вот такая, без молитвы и без Торы (с чтением Торы та же ситуация).
Я не первый год молюсь и читаю Тору. Нельзя сказать, что я прям «горела» духовностью, но внутри было ощущение как минимум зависимости от Господа и «вкус» и молитвы, и Торы. Почему вместо духовного роста и роста желания приближаться к Всевышнему пришла пустота и «всё равно»? Даже не безразличие, а как будто и не было всего.
Вот чувство, что ты такой человек — сам по себе, независимый. Первый раз в жизни я столкнулась с такой «независимостью» и не знаю, что мне делать. Что делать? Грести дальше? Менять что-то, но что? N.
Шалом, N.
Очень понимаю Вас и сочувствую. Действительно, это непросто — ощущать внутреннюю пустоту, нежелание молиться, выполнять заповеди, читать Тору.
Но хочу успокоить Вас: это совершено нормальная ситуация. Все соблюдающие люди (я имею в виду — все) сталкиваются с этим. У всех бывают периоды в жизни, когда чувствуешь себя «сухо», нет желания молиться, учиться, заповеди выполняются без души, просто как автоматическое действие.
Рабейну Там[i] называет это «дни ненависти». Он пишет, что всегда бывают «дни любви» и «дни ненависти». Поэтому каждому, кто начинает служить Всевышнему, важно знать, что эти периоды постоянно сменяют друг друга. Иногда есть большое желание, например, молиться, а потом вдруг оно проходит и не остается «вкуса», который когда-то был в молитве.
Чтобы у нас было больше «дней любви», надо получать больше удовольствия от того, что мы делаем (в данном случае — молимся). Для этого стараемся глубже вникать в суть молитвы, глубже понимать её слова. Есть много книг, в том чисел и на русском, которые помогают приблизиться к сути молитвы. Например, книга «Даат Тфила» рава Эуда Раковского (Авицедека).
Если слова молитвы будут ближе к нашему сердцу, к нашему разуму, то количество «дней любви» будет увеличиваться, а «дней ненависти» — наоборот, сокращаться. Будет больше дней, когда молитва даётся легко, и меньше — когда тяжело.
Но важно знать: даже в те дни, когда нет желания и тяги к молитве, мы не перестаем молиться, а продолжаем делать это как раньше. Даже если кажется, что мы просто произносим слова без участия сердца и мысли. Всё равно продолжаем — и ждем, что это состояние пройдёт и настанут времена посветлее, и молиться будет легче. Если перестанем молиться вообще, то вернуться к этому потом будет намного сложней.
Также посоветовал бы Вам время от времени «уединяться» с Всевышним. Т. е. на короткое время, на пять минут в день или даже меньше отойти в сторону, закрыться одной в комнате или выйти в лес — и просто говорить с Всевышним. Так, чтобы это была не молитва из Сидура (молитвенника), а Ваши слова. Можно даже не просить ни о чём, а просто «говорить» с Всевышним, советоваться с Ним, рассказывать о своих проблемах.
И тогда, возможно, у Вас появится новый взгляд на молитву, увидите ее под другим ракурсом. Появится чувство, что во время молитвы есть «Собеседник», Который Вас любит и желает только добра. Такой, вообще-то, и должна быть наша молитва. «Месилат Йешарим»[ii] называет молитву «маса у-матан» (дословный перевод: «переговоры»). Молитва — это наше обращение к Б-гу. И Он, со Своей стороны, хочет помочь нам, просто мы не всегда видим и знаем, что лучше для нас.
Желаю Вам успехов на этом непростом, но очень важном пути.
С уважением, Моше Аксельрод
[i] Рабейну Там — раби Яаков бар-Меир (ок. 4860-4931 / ок. 1100-1171, Рамерю, Труа ) — глава поколения мудрецов Франции, величайший из Баалей Тосафот — авторов классического комментария Тосафот к Талмуду. Прозвище «Там» (תם — «прямой», «цельный», «совершенный») восходит к стиху Торы, говорящему о праотце Яакове: «А Яаков был человеком прямым…» (Берешит 25:27).
[ii] Книга «Месилат Йешарим» («Путь праведных») — одна из вершин еврейской философской мысли, основной труд по вопросам самосовершенствования, саморазвития и служения Творцу. Ее автор — раби Моше-Хаим бар-Яаков-Хай Луцато (Луццатто, также — Рамхаль; 5467-5507 /1707-1747, Италия, Амстердам, Эрец-Исраэль), один из величайших знатоков сокровенного учения.
Орхот Цадиким,
из цикла «Орхот цадиким»
«Не ненавидь брата своего в сердце своем»
Ита Минкина
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Реувен Куклин
Как оно влияет на нашу жизнь и можно ли / нужно ли над ним работать в каком-то направлении?
Рав Реувен Куклин
Как полюбить несимпатичного ближнего?
Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы (6 глав из книги)»
Рав Шимшон Давид Пинкус о молитве
Рав Моше Пантелят
Ципора Харитан
Рав Реувен Куклин
Психологи утверждают; что в жизни необходимо делать только то, что приносит удовольствие…
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Найди себе учителя
Рав Исроэль-Меир Лау
«Не было таких праздников у Израиля, как Пятнадцатое ава и Йом-Кипур»
Раби Элияу миВильна Виленский Гаон,
из цикла ««Совершенная Мера» (Эвен Шлема)»
О молитве
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его