Темы: Иудаизм и Христианство, Исправление, Ислам, Машиах, Рамбам, Истина, Буддизм
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте! Меня интересует, как еврейский народ после дарования Торы выполняет свою функцию — исправляет мир, приводит его к совершенству. Где, как и когда это происходит?
После дарования Торы появились Христианство и Ислам, там у каждого свой пророк, что уже идёт вразрез с иудаизмом, соответственно, и повлиять сложно на людей исповедующие их.
Такая же картина с последователями буддизма, джайнизма, сикхизма и индуизма, даосизма, конфуцианства… и т. д. Плюс ко всему, такое количество жертвоприношений в иудаизме совершенно противоречит этим религиям, в которых вегетарианство играет значительную роль. Получается, и на них повлиять проблематично.
Если посмотреть на карту мира, видно, что в самых развитых странах и странах, богатых полезными ископаемыми, минимальный процент исповедующих иудаизм. Получается, в экономическом плане, как и в духовном, нет влияния.
В политических международных организациях и группах тоже мало или нет иудеев.
Явно, что Всевышний работает «с каждым» без посредников, напрямую, так зачем тянуть одеяло на себя? Далия
Здравствуйте, Далия!
Вы затрагиваете тему, которую действительно важно прояснить.
И начнем с того, что по-еврейски ответим вопросом на вопрос: а как обычно оказывают влияние на людей? Чтением лекций? Физическим принуждением? Бывает, конечно, и то, и это, но обычно эти способы всё-таки не лучшие.
Потому что люди не любят такое откровенное воздействие извне. Не любят, когда им читают лекции, тем более — когда им указывают или заставляют что-то делать. Потому что человек отождествляется со своей позицией, и когда ему говорят, что он неправ, что он должен что-то изменить, он воспринимает это как атаку на саму свою сущность — т.е., по сути, покушение, попытку «убить» его. И, естественным образом, сопротивляется. Тут вступает в действие инстинкт самосохранения.
Поэтому лучший способ на кого-то повлиять — непрямой. Косвенным путем привести к тому, чтобы человек САМ ЗАХОТЕЛ измениться. Потому что тогда это ЕГО решение. Не кто-то покушается на его жизнь, а он сам, будучи ее хозяином, решает ее изменить.
А как это — косвенно, не напрямую? Ведь если что-то делаешь или что-то говоришь с целью повлиять, становится более-менее ясно, что это ты и пытаешься сделать!
Поэтому во многих случаях влияние оказывают не только косвенно, но и ненамеренно! Человек что-то сказал или сделал, не имея целью на кого-то воздействовать, но другой увидел, услышал и вдохновился идеей или примером. Или на основе услышанного у него стали появляться свои идеи, и получается, что так он «развил» то, что услышал — при этом естественным образом наслаждаясь и ощущая конечный продукт «своим», ведь это ОН додумался!
Вот и с еврейским влиянием так. Если евреи станут всем читать лекции, то знаете, что будет? Вообще-то уже есть — когда евреи, отошедшие от религии, но, разумеется, сохраняющие свою «пассионарность», начинают читать лекции другим с экранов, думая, что их еврейство не имеет значения.
Но для многих из слушателей еврейство лектора значение имеет, и результат — возмущение «непропорциональным влиянием» этих жидов. Разговоры о том, что «захватили все СМИ» (или манипулируют ими). Что и наблюдаем по обе стороны океана. Даже историк-филосемит Пол Джонсон в своей книге о евреях мягко намекает на то, что, слишком освоившись в современной Америке, они многовато стали всех поучать.
Такова реакция, когда тебе читает лекции ЧУЖОЙ, а не СВОЙ. Потому что «чужой» тебе указывает извне, а «свой» — работает над «нашими» проблемами.
И как же влиять?
А так — жить своей жизнью, заниматься своим святым делом, а другие уж сами подвергнутся влиянию. Даже если не будешь согласен с тем, каким именно образом они у тебя учатся. Как родитель может быть не согласен с тем, какой путь выбирает сын — который, так или иначе, всё-таки многое у родителя перенял. И даже если мы не хотим никому передавать свои знания и идеи. Ведь именно запретный плод сладок.
Вот и еврейское влияние распространилось подобным образом. Перевод Торы на греческий (Септуагинта) был сделан не по желанию евреев, а по приказу царя Птолемея, которому они против своей воли вынуждены были подчиниться.
А основным способом распространения еврейских идей в мире, в конечном счете, стали две произошедшие от иудаизма религии — христианство и ислам. Да, обе искажают иудаизм, поэтому евреям они никакой радости не принесли. Напротив, принесли много бедствий, когда на разных этапах истории пытались заставить евреев признать их правоту, много пролили еврейской крови.
Но. По факту они привели те народы, которые их приняли, гораздо ближе к истине — от языческих культов или мифологий, где боги, как люди, устраивают между собой бесконечные «мыльные оперы», к идее Единого Б-га, Управляющего всем миром. Отвратили их от самых страшных обрядов и передали более цивилизованные способы служения. Поэтому Рамбам[i] пишет, что эти две религии, по сути, подготовили другие народы к эпохе Машиаха: тогда истина откроется полностью, и им будет легче ее постичь. А пока что они постигли ее в той степени, в какой это возможно на данном этапе; не всё происходит сразу.
Не случайно поэтому сегодня принято называть ценности, на которых базируется Западный мир, «иудео-христианскими», это показывает, чье тут влияние в корне. Разумеется, и другая ветвь, когда придет более подходящее время, сможет признать свои ценности «иудео-мусульманскими».
В последние века мир начал отходить от религии, особенно на Западе, но тогда появились идеологии — коммунизм, либерализм и т. д., по сути, тоже религии с их верой в тот или иной путь к «будущему миру» и в определенные действия, которые туда должны привести. Они тоже наломали много дров, но и внесли свою лепту в прогресс, и в их идеях и обычаях тоже можно усмотреть множество элементов пусть искаженного, но иудаизма. Их во многих аспектах можно назвать, по меткому выражению одного журналиста, «христианством без Христа». (Да и идеологи и сторонники подобных движений — часто евреи, тоже отошедшие от религии, но не полностью утратившие еврейский дух).
Так что в этом плане евреи очень даже влияют на мир. Надеюсь, в свете сказанного понятно, почему то, что «в самых развитых странах и странах, богатых полезными ископаемыми, минимальный процент исповедующих иудаизм», а также то, что «в политических международных организациях и группах тоже мало или нет иудеев», не меняет дела.
Как и вегетарианство в иных движениях. Да, все они, так или иначе, искажают иудаизм, но именно так и работает еврейское влияние: не прямо, а косвенно. Наша цель — не сделать всех нашей копией и приверженцами иудаизма. А повлиять более тонко и фундаментально, так, чтобы каждый продвигался в той мере и в том направлении, в каком это возможно.
С уважением, Меир Мучник
[i] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965/1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.
Рав Арье Каплан,
из цикла «Еврейская Тора и христианские миссионеры»
Почти два тысячелетия христианские миссионеры убеждали евреев принять их веру, но всякий раз терпели неудачу. Что двигало нашими предками? Почему они оказались столь «неуступчивыми»?
Рав Овадья Климовский
«Мессия» на Святом Языке звучит как машиах.
Переводчик Виктория Ходосевич
В душе каждого еврея живет пинтэле йид, особая искра, которая никогда не гаснет. Как бы далеко ни отошел еврей, сбившийся с пути, как бы громко ни отвергал свое еврейство, как бы ни отворачивался со стыдом от своей еврейской души — пинтэле йид всегда жива и готова вновь стать огнем. Но у каждого еврея есть и «помощники», которые изо всех сил стараются этому помешать. Иногда это страх, иногда — эгоизм, иногда — самодовольство.
Рав Захария Матитьяу
Рав Зеев Урман
А что будет именно с МОИМ сознанием, памятью, ощущением себя?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Повторение Закона
Рав Арье Каплан
Чем христианский Мессия похож и не похож на еврейского Машиаха?
Журнал «Мир Торы»
Удивительный парадокс: в устной Торе (Талмуде, Мидрашах) ведется подробное обсуждение вопроса веры в приход спасителя, именуемого Машиах, а в письменной Торе об этом нет ни одного упоминания!
С. Бернфельд
Въезд в Медину, второй по святости город мусульман, запрещён как евреям, так и христианам
Рав Реувен Куклин
В последнее время меня очень волнует тема лжи.
Рав Натан Агрес
Души всего человечества происходят от души Адама?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Наставление для заблудших
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его