Темы: Вино, Разум, Работа, Служба в Храме, Самосовершенствование, Зависимости
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныИзвестно, что в разных религиях принято применять наркотические средства и т. п. для того, чтобы раскрепостить и поднять себя, достичь возвышенного состояния и приблизиться к Богу. А что насчет иудаизма? Можно ли таким образом продвинуться в своем служении, например, посредством употребления марихуаны? Алекс
Уважаемый Алекс,
Большое спасибо, что обратились к нам.
Прежде всего, важно напомнить, что употребление марихуаны и других наркотических веществ строго запрещено в Израиле и в большинстве других стран. В некоторых странах законодательство делает исключение, если речь идет об употреблении в медицинских целях по специальному разрешению врача.
Кроме того, употребление марихуаны и других наркотиков запрещено и с точки зрения еврейского Закона (Галахи), об этом есть материалы на нашем сайте.
Что касается непосредственно Вашего вопроса: из Танаха ясно, что, скажем, алкоголь не может быть средством для достижения духовных высот и приближения к Всевышнему. Вспомним хотя бы гибель сыновей первосвященника Аарона (Ваикра 10:1), которые, по некоторым мнениям, были наказаны смертью за то, что вошли в Мишкан (переносной Храм), выпив вина. Вспомним также историю с Ханой (Шмуэль I 1:1), матерью пророка Шмуэля, которая усердно молилась в Храме о том, чтобы Всевышний послал ей сына. Первосвященник Эли по ошибке принял ее за пьяную и высказал свое порицание.
В первой главе Торы, Берешит, описано создание человека. Там (Берешит 1:26) сказано, что человек был создан по образу и подобию Всевышнего. Классический комментарий Раши[i] объясняет, что значит выражение «по подобию» Всевышнего: «лэавин у-лэаскиль» — (способность) «понимать и осознавать». Т. е. понимание и осознание это, во-первых, то, что отличает человека от других творений. А во-вторых — то общее, что есть между нами и Творцом, наше «подобие» Ему.
В иудаизме молитва и другие заповеди служат средством духовного подъёма и приближения к Творцу. Понятно, что это приближение может осуществляться только с помощью того «общего» что, как мы выяснили, есть у нас с Ним. Т. е. с помощью понимания и осознания.
Всё служение Всевышнему в иудаизме осуществляется только с помощью постоянной работы сознания человека, которое помогает делать правильный выбор и контролировать свои желания и побуждения. Поэтому ясное сознание — это инструмент служения в иудаизме. И ни в коем случае не наоборот — уход в мир и иллюзий и воображения.
Кроме того, в иудаизме нет легких путей, и, если человек хочет продвинуться в своем служении, это можно сделать только посредством кропотливой постоянной работы над собой, а не с помощью наркотических веществ, которые якобы «поднимают человека ввысь».
Специалисты утверждают, что одна из основных проблем с употреблением даже «легких» наркотиков — это то, что человек теряет мотивацию продвигаться в жизни. Такому человеку хорошо там, где он есть.
Всевышний наделил каждого из нас определенными талантами и способностями, чтобы мы использовали их для духовного роста и для улучшения мира вокруг себя. Мы также наделены определёнными амбициями, чтобы продвигаться и достигать новых высот как в духовном, так и в материальном плане.
Наркотики лишают человека этого. Скажем больше, они лишают человека «мечты». Маловероятно, что школьник, который начинает употреблять наркотики, впоследствии захочет стать студентом университета. Маловероятно, что студент университета, который начинает употреблять наркотики, захочет стать профессором или бизнесменом.
Поэтому придется Вас разочаровать: использование наркотических веществ как средства для достижения духовных высот — это просто иллюзия и профанация, не имеющая под собой никакой реальной почвы.
С уважением, Яков Шуб
[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.
Рав Реувен Куклин
Б-г желает не воскурений, а молитвы?
Рав Яков Шуб
Это что, еврейский тост?
Рав Натан Агрес
Редакция Толдот
Эта статья предназначена для всех, кто заботится о духовном здоровье своем и своих близких. Интернет может быть другом, но может стать и заклятым врагом. Как защититься от вирусов, спама и непристойностей? Вашему вниманию предлагается список советов.
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Арье (Лев) Кацин
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Во времена Храма евреи были должны приносить постоянные жертвы. Выбор животных и процесс жертвоприношений напрямую связаны с чертами характера, которые должны были культивировать сыны Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Ашер Кушнир
Мирьям Климовская
А если маньяк какой конфеткой приманит? Как это объяснить, даже не знаем...
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Тора и Психология»
Не Б-г уходит от нас, а мы прячемся от Него за закрытыми дверьми. Какова природа этих дверей? Где и в какой области мы строим между Ним и собой экраны?
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Эльяким Залкинд
Как такое возможно — еврею быть без союза с Б-гом?
Рав Меир Мучник
И если у него было более еврейское имя, почему Всевышний к нему обращается «Моше, Моше»?
Рав Нахум Шатхин
Почему Всевышний скрыл от Ифтаха закон о жертвоприношениях?
Рав Натан Агрес
Рав Овадья Климовский
Блудница или владелица постоялого двора?
Рав Овадья Климовский
О чём Яабец просил Того, Кому принадлежит мудрость?
Рав Реувен Куклин
Что означает слово бин?
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Яков Гельфман
Ведь это значит, что он осознавал опасность и знал, что изменение имени может помочь...
Рав Реувен Куклин
Это больше напоминает мусульманское имя…
Рав Овадья Климовский
Кто сделал больше, тот не сделал ничего?